Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
г. Определение места ресурса и привязка его к заданию. О развернутой рефлексии свидетельствует способность связать успешный способ с частью задания, а к другой части применить уже другой. Например, чтобы обойти линию достаточно опереться на сенсорную память и аккуратность, а чтобы попасть в точку этого недостаточно, тогда задание разбивается на две части и к первой применяется внутренний ресурс-чувство, а ко второй - подглядывание и этот двухструктурный способ закрепляется. Либо для первого опора палец, а для попадания в точку- искание ручкой точки. Такая работа говорит о полной операциональной структуре рефлексии
д. Зачастую Испытуемые используют комплексные способы, и внутренние и внешние опоры, и руки и чувство. Насколько способ фиксируется как двойной? Насколько в нем выделяется та часть, которая обеспечила успех?, а другая отмирает, или сохраняется и полезная и бесполезная.
Бывают комплексы способов как бы разноуровневые. Например, Испытуемый ставит пальцы на бумагу и ориентируется по ним, однако выделяет как более значимое другое: ведет ли он линию кругом или треугольником, иными словами, округло или углово обходит препятствие. Переходит от углов к кругу, советует другому обходить округло. В таких случаях из операциональной структуры рефлексии как бы выпадает операция определения границ и тогда можно увидеть насколько она важна. Без неё рефлексия теряет смысл.
*В принципе почти все люди, сталкиваясь с этим заданием и закрывая глаза, пускают в ход руки, щупают лист. Вопрос в том, насколько это фиксируется как ресурс и усиливается.
3. Мы считаем, что формирующая составляющая методики никак не мешает сравнению классов РО и ТО, имеется в виду то, что вопросы после серий как бы подталкивают ребенка к рефлексии, в том числе определяющей(5\1,5\2), может показаться, что таким образом различия между РО и ТО нивелируются. По нашему мнению дело обстоит как раз наоборот. Влияние вопросов на движение Испытуемого позволяет сделать ещё один ход на диагностику определяющей рефлексии. Мы считаем, что то, насколько ребенок улавливает смысл вопросов и использует вопросы как ресурс для разворачивания рефлексии и изменения своего действия позволяет нам увидеть насколько ребенок определяет место действию взрослого в предметности материала. В ходе эксперимента Испытуемый действует как минимум в двух пространствах: он взаимодействует со взрослым и,во-первых, принимает или не принимает задачу, а во-вторых, коммуницирует с ним по поводу задачи и он действует с материалом задания, с точками и линиями, обходит препятствие, достигает или не достигает точку. И это разные уровни, разные плоскости действия. И способности перевести текст из одной плоскости в другую связано со способностью определить место вопросу взрослого в предметности материала. Увидеть текст взрослого через призму задачи.
По этому, если ребенок пишет нам в 2\3 "использовать опоры" это говорит нам о способности к определяющей рефлексии. Итак, влияние вопросов на движение Испытуемого- это третий пункт в диагностике определяющей рефлексии.
Другие операции
1. Способность ответить на вопросы развернуто и "по теме" показывает нам комплекс операций Остановка-Отчуждение-Восстановлдение материала (СоООВм). Вопросы 1 и 2 могут вызвать воссоздание условий задачи, это говорит о слабой развитости этой операций
2. Относительно операции Оборачивания стоит сказать, что её очень трудно обнаружить данной методикой. Дело в том что Оборачивание это не только восстановление материала, но и движение в этом материале. То есть как только мы видим преобразования в предметности собственных действий мы можем говорить о способности к оборачиванию. Эта операция связана с операцией соотнесения действий с целью и условиями, которая собственно и есть это движение. Таким образом мы можем утверждать сформированность Оборачивания, по крайней мере, тогда, когда мы видим соотнесение действий с целью и ситуацией
3. Соотнесение действия с целью и ситуацией можно увидеть через чувство успешности ресурса. Если, например, ребенок выделяет из всех испробованных способов самый успешный и разворачивает, совершенствует его, или если в 3\3 ставит препятствие своему способу.
Это интересно:
Изучение перспективного и календарного планов работы группы
В процессе изучения перспективного плана отметила, структуру написания в табличной форме, обозначены цель, задачи, формы, работы, разработано примерное содержание и сроки реализации поставленных целей и задач плана, в различных видах деятельности в игровой, учебной, и т.д. Учтены основные направлен ...
Нетрадиционные формы урока
Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня? Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладевать ими, совершенствовать их? В связи с постановкой таких вопросов и возникло понятие "Нетродиционные формы обучения". Пришло время отойти от общепринят ...
Ознакомление дошкольников с многообразием растительного мира
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Растения пашей планеты чрезвычайно разнообразны ...