Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Способность к рефлексии как результат реализации программ развивающего обучения

Педагогика и воспитание » Способность к рефлексии как результат реализации программ развивающего обучения

Прежде всего, необходимо отметить, что предельной рамкой нашего исследования является задача проверки и выявления возможностей методики Н.Г.Алексеева "Достижение цели - преодоление препятствия" в выявлении операциональной структуры рефлексии, в том числе, и в основном, определяющей рефлексии. Во-вторых, Наше исследование проводится с целью обозначить границы практики РО как технологии формирования рефлективных способностей. Нам представляется возможным усовершенствовать программы РО за счет введения представления об операциональном составе рефлексии В связи с этим ставится задача сравнить работу детей шестого класса участвовавших в эксперименте Б.Д. Эльконина "Образовательное пространство младшего школьника" и детей, обучавшихся в традиционной школе. Их работу с материалом, который отличается от традиционного материала задач развивающего обучения для младшей школы.

Объектом нашего исследования являлись учащиеся 6"Г" класса Гимназии "Универс", предметом – психологические особенности мышления детей шестого года обучения, а именно рефлексивность мышления при работе с материалом задачи "цель-препятствие".

Гипотеза 1: Методика "Достижение цели – преодоление препятствия" позволяет рассмотреть операциональный состав рефлексии у детей данного возраста.

Гипотеза 2: школьники РО при затруднениях гораздо чаще будут использовать рефлексивные операции Остановки, Восстановления материала, Установления границ,

Используемая методика: «достижение цели – преодоление препятствия», автор Н.Г.Алексеев. Эта методика не является методикой разработанной педагогами РО. Она не специализирована, то есть не направлена на диагностику того, что специально делается в РО, то есть не на координацию действий группы на материале определенного класса задач, не на определяющую рефлексию. А на рефлексию вообще, то есть методика если можно так сказать приближена к жизни. Есть цель и есть препятствие, это всеобщий случай. Кроме того материал, над которым работают дети не является детским или специфически РО- нческим материалом. Хотя, на первый взгляд методика может показаться полуигровой, но это не так ; она разрабатывалась для взрослых. Методика как- бы проверяет результаты работы системы РО в жизни. При этом жизнь концентрируется и вычищается в задаче методики.

Есть ещё одна немаловажная особенность данной методики. Задание формулируется на операциональном уровне и провоцирует действование, а не мышление.

И, самое главное, методика позволяет рассмотреть не рефлексию внутри чего-то, операцию рефлексии, а рефлексию, как разложенную на элементы. Вводя две группы, учеников РО и детей из традиционной школы, мы рассчитывали на то, что в классе РО мы сможем увидеть более богатый операциональный состав рефлексии и это позволит нам ещё с одной точки зрения рассмотреть возможности методики.

Забегая вперед, можно сказать, что нами не было обнаружено качественных различий в рефлексивности мышления детей РО и детей ТО, кроме более развитой способности к отчуждению. Тем не менее, методика показала свою пригодность для диагностики определяющей рефлексии.

Это интересно:

Проблемы педагогической интеграции обучения старшеклассников в процессе производства одежды
Интегрированное обучение представляет собой взаимосвязь, объединение частей в целое. Существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя далеко не все виды интеграции. ...

Особенности процесса профессионального развития педагога
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы. В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реа ...

Методы и средства стимулирования познавательной активности младших школьников
Анализируя современные тенденции в использовании активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики, мы отмечаем, что приоритет должен отдаваться методам и средствам, направленным на стимулирование познавательной активности. Важно иметь в виду, что именно в м ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru