Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Трудности, возникшие при изучении рефлексии

Широкое обращение исследователей к проблемам рефлексии берет начало со взрыва интереса в восьмидесятых годах.

На первом этапе исследований обозначились следующие трудности в изучении рефлексии:

1)сложилось множество различных определений рефлексии;

2)непосредственно рефлексию изучать было невозможно;

3)трудно было определить механизм и место формирования рефлексии, подчинить его.

Рефлексия как объяснительный принцип была ассимилирована многими предметными областями. Говоря о рефлексии специалисты разных областей имели ввиду разное и феноменально и схематически, говорили из своих предметностей. Сложилось множество различных дефиниций и формулировок, в чем-то близких, но и подчеркивающих контекстные предметные привязки.

“ Рефлексия –умение выделять, анализировать, соотносить с предметной ситуацией собственные действия “.

“Рефлексия как процесс переосмысления, механизм не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом “Я” его различных подструктур( типа “Я-физическое тело”, “Я-биологический организм”, “Я-социальное существо”, “Я-субъект творчества) но и интеграции “Я” в неповторимую целостность"

“…размышление за другое лицо, способность понять что думают другие лица, называется рефлексией”.

“Высвобождение индивида из деятельности"

Это было следствием второй трудности, которая по мере разворачивания исследований становилась всё более очевидной. О рефлексии можно судить лишь по изменившимся действиям человека. Как и мышление, рефлексию нельзя увидеть, но в отличии от мышления она интроспективно представлена не как процессуально “текущая”, а как спорадическая. Итак, стало ясно, что невозможно изучать рефлексию непосредственно.

Попытки занимать по отношению к рефлексии деятельную позицию сталкивались с нехваткой знаниевого ресурса. То есть, если ставить перед собой цель повлиять на такой компонент мышления как рефлексия человека, то возникает необходимость в её оргдеятельностной схеме. А схемы, как это было указано в 3.1, были склеены со схемами контекстов, в которых она была взята и невозможно было выделить собственно схему рефлексии в схеме, например, межличностного восприятия, или инсайта, или мышления.

Это интересно:

Выявление исходного уровня сформированности культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в МБДОУ №43 «Марьюшка» г. Сургута в старшей группе. В исследовании принимали участие 20 дошкольников и их родителей. 10 детей составляли экспериментальную группу, 10 детей – контрольную. В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышени ...

Предпосылки умения видеть и решать проблемы
Предпосылки умения видеть и решать проблемы создаются всем процессом обучения, обеспечивающим усвоение достаточно широкого круга знаний и умений. В то же время творчество невозможно без овладения опытом творческой деятельности, который можно приобрести главным образом в процессе проблемного обучени ...

Результативность опыта
С целью оценки эффективности разработанной программы сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в нескольких детских садах был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором принимали участие дети в возрасте 5-7 лет. Экспериментальная группа занималась по разработанной программ ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru