Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Онтогенез рефлексии

Страница 1

Попадая в социум и являясь по природе своей предельно социальным существом ребенок принимает речь как способ общения и на протяжении трех лет осваивает её. Слово как элемент культуры, сложившейся в коллективной деятельности людей, несет на себе следы отрефлектированности. Каждое слово веками проверялось на адекватность смыслопорождения и встраивалось в систему знаков. Ребенок, усваивая значения слов, хоть и не осознает выделяющих и структурирующих возможностей слова, его состава и отношений с другими словами, хотя ещё и воспринимает его натурально, как свойство предмета, но сама необходимость использования такого культурного орудия заставляет его меняться “под” это орудие. Язык, становясь продолжением телесности ребенка, и входя с ним таким образом в системные отношения, изменяет его сознание. Ребенок как морфология системы приобретает системные качества.

Появляясь на свет ребенок сразу же включается во всепоглощающую деятельность (в немецкоклассическом смысле слова) котораяживет по своим законам поглощая ребенка, деятельность перерабатывает его как свой функциональный элемент и оставляет на нем свой культурный след.

Мы обнаруживаем этот след, эту печать культурности, когда наблюдаем за ребенком решающим задачки на сообразительность, однако ребенку она никак не явлена, она живет в нем, но она не явлена для него. Она как-бы паразитирует на ребенке.

Функция РО в становлении рефлексии заключается в организации движения рефлексии ребенка от жизни в себе к жизни для себя через рефлексию для других в соответствии с базовой формулой Выготского.

“Мы можем сформулировать общий генетический закон культурного развития в следующем виде : всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды,в двух планах, сперва- социальном, потом- психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий и развитию воли. Мы вправе рассматривать высказанное положение как закон, но, разумеется, переход извне внутрь трансформирует сам процесс, изменяет его структуру и функции. За всеми высшими функциями, их отношениями генетически стоят социальные отношения, реальные отношения людей. Отсюда одним из основных принципов нашей воли является принцип разделения функций между людьми, разделение надвое того, что сейчас слито в одном, экспериментальное развертывание высшего психического процесса в ту драм у, которая происходит между людьми.

Мы поэтому могли бы обозначить основной результат, к которому приводит нас история культурного развития ребенка как социогенез высших форм поведения “

РО занимается именно разворачиванием в социальном плане рефлексии, организуя, таким образом, становление рефлексии в качестве высшей формы поведения, то есть всепроникающей и всеподчиняющей.

На уроках организованных по системе Эльконина – Давыдова можно увидеть то самое разделение функций между детьми, натурализацию схемы Г.П.Щедровицкого.Например, когда один ребенок выполняет задание, а другой- оценивает и контролирует работу другого, выделяет ошибки

Страницы: 1 2

Это интересно:

Основы антинаркотической профилактической помощи специалистам при работе с семьей и в образовательных учреждениях
Основные направления антинаркотической профилактической помощи, оказываемой семье специалистами образовательных учреждений. Существенным является выделение следующих направлений семейной антинаркотической профилактической помощи: Развитие осознания и понимания взрослыми членами семьи собственного в ...

Оздоровительная направленность упражнений
Руководствуясь принципом оздоровительной направленности, который выдвигает правило «не навреди здоровью» использование физических упражнений требует соблюдения правил: ограничения резкого выполнения движений с большой амплитудой, особенно в шейном и поясничном отделах; исключения задержки дыхания в ...

Значение театрализованных игр во всестороннем развитии дошкольников
Одним из эффективных средств всестороннего развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театрализованные игры, которые близки и понятны как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru