Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Подбор диагностических методик для выявления уровня проявления гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

Педагогика и воспитание » Формирование гуманистических отношений в коллективе у младших школьников » Подбор диагностических методик для выявления уровня проявления гуманистических отношений в коллективе у младших школьников

В социальных группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Как бы ни отличались друг от друга входящие в состав больших групп малые группы, они всегда несут в своей совместной деятельности и в межличностных отношениях стереотипы поведения, нормы, особенности общения, "язык", присущие большим группам. Малые возрастные группы представляют собой социальную микросреду, опосредствующую взаимосвязь личности ребенка с обществом в целом. И как бы ни была велика роль малой группы в процессе формирования личности ребенка, сама по себе эта группа не создает исторически конкретных социальных норм, ценностей, установок, потребностей.

Особое внимание к социально-психологическим процессам, происходящим в детской группе, вовсе не означает забвения того факта, что мир человеческих взаимоотношений един, взрослые и дети находятся в нем в тесном взаимодействии, влияя друг на друга. Поэтому очень важно проанализировать влияние взрослых (родителей и воспитателей) на отношение детей к собственной группе принадлежности.

Для исследования взаимоотношений между детьми можно использовать следующие методики:

Методики исследования №1 - Социометрия, Дж. Морено

Цель: Изучение характера межличностных взаимоотношений.

Методика исследования № 2 - Методика "Секрет"

Цель: Определение межличностных взаимоотношений в группе.

Социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. Если в группе высчитывается, скажем, 12 человек, то в указанном случае каждый из опрашиваемых может выбрать 11 человек (кроме самого себя). Таким образом, теоретически возможное число сделанных каждым членом группы выборов по направлению к другим членам группы в указанном примере будет равно (N-1), где N - число членов группы. Точно так же и теоретически возможное число полученных субъектом выборов в группе будет равно (N-1). Сразу уясним себе, что указанная величина (N-1) полученных выборов является основной количественной константой социометрических измерений. При непараметрической процедуре эта теоретическая константа является одинаковой как для индивидуума, делающего выборы, так и для любого индивидуума, ставшего объектом выбора. Достоинством данного варианта процедуры является то, что она позволяет выявить так называемую эмоциональную экспансивность каждого члена группы, сделать срез многообразия межличностных связей в групповой структуре. Однако при увеличении размеров группы до 12-16 человек этих связей становится так много, что без применения вычислительной техники проанализировать их становится весьма трудно.

Если число выборов не ограничено, то выявляют индекс эмоциональной экспансивности. Он определяет, насколько пристрастно человек относится к окружающим его членам группы, сколь активен он в своих выборах:

Подсчитывают индексы положительной и отрицательной экспансивности.

Методика "Секрет"

Инструкция: - Сегодня все ребята по секрету, чтобы пока никто не знал об этом, дарят друг другу картинки. Здесь на столе лежат картинки, которые ты можешь подарить. А другие дети подарят тебе. Ты хочешь подарить картинки ребятам вашего класса? Кому из ребят ты хочешь подарить? А еще кому? (После того, как все подарки разложены, взрослый задает ребенку вопросы: "Есть в твоем классе ребята, которым тебе совсем не хочется дарить подарки? Почему? Как ты думаешь, кто из ребят тебе подарит картинку? Почему? А кто из ребят не захочет дарить? Почему?")

Ответы фиксируются в протоколе, по окончанию эксперимента подсчитывается результат.

Далее нами был разработан тест на владение нормами вежливости для учеников начальной школы.

Данный тест поможет определить насколько ученики младшего школьного возраста владеют нормами вежливости. Например в тесте присутствует такой вопрос:

В каких случаях говорят "Извините, пожалуйста":

если нужно обидеть кого-нибудь

когда ругаются

когда просят прощения за причиненное неудобство или вред

Таким образом, используя рассмотренные диагностические методики, мы сможем определить уровень проявления гуманистических отношений в коллективе у младших школьников.

Это интересно:

Развитие личности как педагогическая проблема
Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Она имеет различные аспекты, поэтому рассматривается разными науками: возрастной физиологией и анатомией, социологией, детской и педагогической психоло ...

Воспитание в малообеспеченной семье
Малообеспеченная семья является, как правило, вариантом нуклеарной семьи. Зачастую к малообеспеченным семьям относятся семьи с одним родителем, многодетные семьи, семьи, в которых либо ребенок, либо родитель – инвалиды. К специфическим чертам малообеспеченной семьи можно отнести невозможность матер ...

Формирование социально-бытовых навыков в условиях детского сада
На четвертом году жизни у ребенка повышаются активность и целенаправленность действий, разнообразнее и координированнее становятся движения. Дети начинают овладевать умениями действовать, намечая цель, но из-за неустойчивости внимания быстро отвлекаются и переходят от одного дела к другому. В младш ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru