Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Педагогика и воспитание » Проблемы развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР » Коррекционно-педагогическая работа по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Страница 1

Адекватная оценка речевого развития обследуемого ребенка обязательно включает в себя не только то, что они не знают, не умеют, но и то, что они знают, умеют, а также то, что лежит в ближайшей зоне их речевого развития. Всесторонний анализ и оценка развития грамматического строя речи обследуемого ребенка дают возможность отобрать наиболее эффективные пути и методы коррекционной работы.

Наше экспериментальное исследование делилось на три этапа. На I этапе, на основе изучения и анализа теоретической литературы по психологическим, лингвистическим и методическим аспектам, была определена проблема и сформулированы объект и предмет исследования; намечена методика опытно-экспериментальной работы. На II этапе осуществлялась опытно-экспериментальная работа, основными задачами которой были:

1) провести обследование и выявить уровень сформированности грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня)

2) определить возможность применения специфических приемов на логопедических занятиях и выявить их влияние на процесс развития грамматического строя речи.

В ходе опытно-экспериментальной работы проверялась научная состоятельность гипотезы: качественное сравнение результатов исследования давало возможность судить об эффективности предложенных методов и приемов по развитию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня).

На III этапе проводились систематизация и анализ экспериментальных данных.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе детского сада №55. В эксперименте принимали участие дети в количестве 3 человек логопедической старшей группы №5.

Для обследования грамматического строя речи детей использовались методика, предложенная Т.А. Фотековой, с речевыми пробами, предложенными Р.И. Лалаевой и Е.В.Мальцевой и разработанными заданиями А.Р. Лурия.

Предлагаемая методика направлена на выявление актуального уровня развития грамматического строя речи, поэтому задания не предусматривают оказания помощи. Исключение составляют пробы, в которых помощь как показывает практика, действительно эффективна. Так, например, при обследовании словообразовательных процессов стимулирующая помощь (Неверно, подумай еще…) нередко приводит к актуализации правильной формы слова.

Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее

Наступила осень

Птичка свила гнездо

Над водой летали белые чайки

В саду было много красных яблок

Земля освещается солнцем

Ранней весной затопило весь наш луг

Дети катали и снега комки и делали снежную бабу

Медведь нашел под большим деревом глубокую яму и сделал себе берлогу

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение незакончено; 0 баллов – не воспроизведение.

2. Варификация предложений

Инструкция: Я буду читать предложения, и, если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить

Девочка гладит утюгом

Дом нарисован мальчик

Мальчик умывается лицо

Собака вышла в будку

Березки склонились от ветра

Солнце освещается землей

По морю плывут корабль

У Нины большая яблоко

Хорошо спится медведь под снегом

Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов); 0,25 балла – шибка выявлена, но не исправлена; 0 баллов – ошибка не выявлена.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: Я буду называть слова, а ты постарайся составить из них предложение

Мальчик, открывать, дверь

Девочка, читать, книжка

Доктор, лечить, дети

Рисовать, карандаш, девочка

В, сад, расти, вишня

Сидеть, синичка, на, ветке

Груша, бабушка, внучка давать

Витя, косить, трава, кролики, для

Миша, дать, собака, большая, кость

Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 – наблюдаются попуски, привнесения или внесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Метод как многомерное явление
История школы свидетельствует о том, что разные периоды её развития цели обучения менялись. В соответствии с изменением целей менялись и методы обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод – сер ...

Контроль и тестирование
Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения учащихся в активную творческую деятельность. Эта цель в первую очередь связана с опре ...

Направления развития междисциплинарной интеграции в образовательном процессе ВУЗа
Рост научно-технического потенциала общества, расширение теоретической базы, накопление эмпирического материала объективно приводит к дифференциации научного знания, появлению все новых и новых научных дисциплин. В то же время и не менее быстрыми темпами растет потребность в интеграции научного зна ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru