Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
К становлению основных понятий и принципов современной экологии вел долгий путь рассматриваемого его в виде календаря экологических событий
Календарь экологических событий (по Г.С. Розенбергу, с изменениями и дополнениями)
Годы |
Автор |
Страна |
Экологическая информация |
VI-IV вв. до н.э. |
Древняя Индия |
Эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна" - описан образ жизни и местообитания примерно 50 видов | |
490-430 гг. до н.э. |
Эмпедокл из Акраганта |
Древняя Греция |
Рассмотрел связь растений со средой |
384-285 гг. до н.э. |
Аристотель |
Древняя Греция |
"История животных" - классификация животных, имеющая экологическую окраску |
370-285 гг. до н.э. |
Теофраст (Феофраст) |
Древняя Греция |
"Исследования о растениях" - описал около 500 видов растений и их сообщества |
79-23 гг. до н.э. |
Плиний Старший |
Древний Рим |
"Естественная история" - обобщил данные по зоологии, ботанике, лесному хозяйству |
1749 |
Линней К. |
Швеция |
"Экономия природы" - типология местообитаний. Основы систематики |
1749 |
Бюффон К |
Франция |
"Естественная история" - идеи изменчивости видов под влиянием среды |
1798 |
Мальтус |
Англия |
"Опыт о законе народонаселения" - предложил уравнение геометрического (Экспоненциального) роста популяции. Первая математическая модель роста популяции |
1802 |
Ламарк Ж.Б. |
Франция |
"Гидрогеология" - заложил основы концепции о биосфере. Предложил термин "биология" |
1809 |
Ламарк Ж. Б |
Франция |
"Философия зоологии" - представление о сущности взаимодействия в системе "организм - среда" |
1836 |
. Дарвин Ч |
Англия |
Кругосветное путешествие на корабле "Бигль" - экологические наблюдения и описания, легшие в основу фундаментального труда "Происхождение видов . " |
1840 |
Либих Ю |
Германия |
Сформулировал "закон минимума" (лимитирующих факторов) |
1845 |
Гумбольдт А. |
Германия |
"Космос", в пяти томах. Законы географической зональности и вертикальной поясности в распределении растений и животных |
1859 |
Дарвин Ч. |
Англия |
"Происхождение видов ." приводится большой материал по влиянию абиотических и биотических факторов среды на изменчивость организмов |
1861 |
Сеченов И.М. |
Россия |
" . организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него" |
1866 |
Геккель Э. |
Германия |
Предложил понятие "экология": ". биология смешивается с экологией, с наукой об экономии, об образе жизни, о внешних жизненных отношениях организмов друг с другом" |
1870 |
Спенсер Г. |
Англия |
"Изучение социологии" - заложил основы экологии человека |
1875 |
Зюсс С |
Австрия |
Предложил понятие "биосфера" |
1877 |
Мебиус К. |
Германия |
Предложил понятие "биоценоз" - сообщество живых организм |
1895 |
Варминг Е. |
Дания |
"Экологическая география растений" - впервые использовал термин "экология" по отношению к растениям. Предложил понятие "жизненная форма" |
1896 |
Хэдсон У. |
Англия |
"Основы геоэкологии" - первый вузовский учебник, написанный коллективом преподавателей факультета географии и геоэкологии С. - Петербургского гос. университета |
1910 |
Решением III Международного ботанического конгресса закреплено разделение экологии на экологию организмов (аутэкологию) и экологию сообществ (синэкологию) | ||
1898 |
Шимпер А. |
Германия |
"География растений на физиологической основе" - одна из первых работ по экофизиологии |
1903 |
Раункиер К. |
Создал учение о жизненных формах растений на основе понятия, введенного Вармингом | |
1911 |
Шелфорд В. |
США |
Сформулировал закон толерантности |
1912 |
Морозов Г.Ф. |
"Учение о лесе" - классическая работа по изучению лесных сообществ | |
1915 |
Высоцкий Г.Н. |
Россия |
Предложил понятие "экотоп" - местообитание |
1915 |
Пичосский И. К, |
Россия |
Предложил понятие "фитоценоз" - растительное сообщество |
1918 |
Гамс Ж. |
Швейцария, Австрия |
Предложил понятия "биоценология" - наука о сообществах живых организмов - и "фитоценология" - наука о растительных сообществах |
1921 |
Берроуз Х |
США |
"География как человеческая экология" - сформулировал задачу изучения взаимоотношения человека и территории, на которой он проживает |
1926 |
Вернадский В.И. |
Россия |
"Биосфера" - определил глобальных функции живого вещества |
1927 |
Леруа Э. |
Франция |
Предложил понятие "ноосфера". Его дальнейшее развитие содержится в трудах Тейяр де Шардена и В.И. Вернадского |
1933 |
Кашкаров Д.Н. |
Россия |
"Среда и сообщество", "Основы экологии животных" - первые отечественные учебники по экологии |
1935 |
Тенсли А. |
США |
Предложил понятие "экосистема" |
1939 |
Тролль.К. |
Германия |
Обосновал новое научное направление - "экология ландшафта" |
1942 |
Сукачев В.Н. |
Россия |
Предложил понятие "биогеоценоз". Заложил основы биогеоценологии |
1942 |
Линдеман Р. |
США |
Развил представление о трофических уровнях и "пирамиде энергий" (правило 10%) |
1944 |
Вернадский В.И. |
Россия |
"Несколько слов о ноосфере" |
1963 |
Сочава В.В. |
Россия |
Предложил понятие "геосистема" |
1968 |
Дж. Форрестер, Д. Мидоуз |
Италия |
Идеи глобальной экологии в работах "Римского клуба" |
1971 |
Одум Ю. |
США |
"Основы экологии" - один из лучших современных учебников по экологии. Русские переводы - 1975 и 1986 гг. |
1971 |
Коммонер Б. |
США |
"Замыкающийся круг". Сформулировал четыре закона экологии. Русский перевод - 1974 г. |
1994 |
Реймерс Н.Ф. |
Россия |
"Экология": теории, законы, правила, принципы и гипотезы современной "большой экологии" |
1994 |
Россия |
"Основы геоэкологии" - первый вузовский учебник, написанный коллективом преподавателей факультета географии и геоэкологии С. - Петербургского госуниверситета |
Это интересно:
Использование интернета при подготовке к урокам ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования к системе образования. Теперь одной из её целей является формирование высокого уровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованию ресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодня уже не вызыва ...
Методы и средства стимулирования познавательной активности младших
школьников
Анализируя современные тенденции в использовании активных методов обучения младших школьников с трудностями в обучении на уроках математики, мы отмечаем, что приоритет должен отдаваться методам и средствам, направленным на стимулирование познавательной активности. Важно иметь в виду, что именно в м ...
Роль семьи в процессе формирования личности детей с нарушениями слуха
Появление в семье ребенка с врожденным пороком развития ставит перед родителями ряд сложных проблем. Впервые узнав о диагнозе своего ребенка и осознав всю тяжесть заболевания, родители испытывают болезненный шок и отчаяние, затем приходит чувство вины перед своим ребенком. Изоляция, чрезмерная опек ...