Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие и схемы рефлексии

Страница 1

1. А. Прежде всего необходимо подчеркнуть специфику ситуаций в которых необходима рефлексия (Р), т.е. собственно её предназначение. По Г.П.Щедровицкому в мыследеятельности возникают ситуации затруднения, когда замысленное преобразование невозможно произвести наличными средствами. Далее Георгий Петрович ещё больше сужает круг ситуаций. Среди этих ситуаций есть такие, для которых в культуре не выработано средств и их нельзя «заимствовать» из другой деятельности. Такие ситуации требуют производства новых знаниевых средств. Но такие средства могут быть выработаны лишь после анализа завершенной работы через призму замысленной. Хотя в базовой схеме рефлексии (схема 1) рефлексивная позиция обозначена как самостоятельная, это не противоречит утверждению

о позиционности рефлексии. Итак по Г.П.Щедровицкому, то есть в методологическом контексте, функция Р- развитие мыследеятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ-2

СХЕМА 1

Б. Это развитие происходит через:

- производство новых смыслов

- объективацию смыслов в знаниях объектах, предметах деятельности

- специфическое функционирование объектов, предметов в практической деятельности

Таким образом Р рассматривается как один из механизмов появления нового. Р позволяет так разобрать системы на элементы, что появляется возможность собрать из них качественно иную, новую систему.[21,22,23]

В. В немецкой классической философии Р имеет и другую функцию. Например, у Канта: «Но все суждения и даже все сравнения требуют рефлексии, то есть различения той способности познания, которой принадлежат данные понятия .». Таким образом Р работает как контролирующая и оценивающая. Она необходимо следует за любым разумным действием, более того, она и превращает действие в разумное, то есть соответствующее законам природы, и тогда появляется деятельность в немецком классическом смысле слова.

Кроме того Георгий Петрович рассматривает Р по её механизму.

Для восстановления его определения необходимо обозначить значение используемого им термина "кооперация". Кооперация - это заимствование элементов одной деятельности другой деятельностью.

Во-первых, Р- это кооперация, во-вторых, такая кооперация, при которой рефлексирующая позиция поднимается над деятельностями, становясь самостоятельной, происходит «рефлексивный выход». В-третьих, это такая кооперация при которой деятельности 1и 2 ( на схеме) становятся элементами деятельности рефлексии, Р ассимилирует их, происходит «рефлексивное поглощение».

2. Б.И.Хасан предлагает технологическую, операциональную схему рефлексии. При этом он отмечает, что «…включение рефлексивного уровня требует перцепции актуальной тупиковой ситуации, когда действие по образцам не приводит к результату». Рефлексия по Б.И. Хасану состоит из шести операций :

-остановка

-отчуждение деятельности от её носителя «…необходимо выделение «другого Я», могущего выполнять надситуативную работу ортогонально к «Я-носителю деятельности»

-оборачивание «… «Я-рефлектирующее» становится актуальным и действует в пространстве настоящего, обращаясь к «Я-деятелю» (которое находится в пространстве прошлого)»

-построение рамок рефлектируемого (фиксация пространственных и временных границ ситуации )

-реконструкция содержания

-соотнесение действий с целью

Причем последняя операция рассматривается как собственно рефлексивная, сквозная и задающая принцип рефлексии: « только реализация этой операции позволяет обозначить процесс как рефлексивный».

Другая операциональная схема рефлексии во многом схожа с предыдущей. Её автор - И.С.Слободчиков. В его статье рефлексия представлена как

-остановка действия

-фиксация (разделение себя и своего движения)

-объективация, оформление материала

-обобщение объективированного в законе, принципе и освобождение от субъективной пристрастности

Страницы: 1 2

Это интересно:

Формы и методы интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором "все обучают каждого и каждый обучает ...

Характеристика имеющихся предметных диагностик
О важности предметных диагностик говорит В.В. Давыдов. Отмечая важность исследования мышления на материале разного рода, он считал, что “результаты, полученные на внеучебном материале, ограничивают возможности их использования в сфере предметно-содержательного знания”. Разработкой предметных диагно ...

Образовательный компонент «Окружающий мир» в современной четырехлетней начальной школе
В Базисном учебном плане, введенном в действие в 1998/99 учебном году, две образовательные области – естествознание и обществознание на уровне начального звена объединены в один образовательный компонент «Окружающий мир», реализующий содержание, которое является пропедевтическим для последующего из ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru