Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Основные положения теории развивающего обучения

Страница 1

Можно выделить две взаимосвязанных линии в теории РО. Это линия, связанная с ценностью теоретического мышления и теоретического отношения к миру. А вторая связана со схемами ведущей деятельности, зоны ближайшего развития, становления основных новообразований возраста.

Относительно первой линии базовым является провозглашение ценности теоретического мышления и сознания через отличие от эмпирического.

В истории человечества В,В.Давыдов обращается к моменту разделения общинной жизни на город и село и к моменту выделения особого класса управленцев, институциализаци управления.

Разделение на исполнителей и управленцев приводит к появлению исполнительского и управленческого сознаний. Первое предназначено для функционирования в известных ситуациях и работает с типологией, т.е. относит наличную ситуацию к определенному типу и применяет способы действия, соответствующие этому типу в наличной ситуации. Второе имеет дело лишь с новыми ситуациями. Работа в новой ситуации невозможна без рефлексии, новая ситуация нуждается в анализе и планировании.

Выделение умственного труда необходимо приводит по Давыдову к институциализации образования, так как умственному труду нельзя научиться, находясь рядом с думающим.

Разделение двух типов мышления заимствовано В.В.Давыдовым у Гегеля. Гегель разделяет разум и рассудок. Рассудок направлен на расчленение свойств предметов с целью абстрагирования формальнгой общности, то есть придания ей формы понятия. Разум – это диалектическое мышление, опирающееся на самое себя.

Описывая их с психологической точки зрения, Давыдов выделяет шесть отличий.

1.Эмпирические знания вырабатываются при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые общие свойства

1.Теоретические знания возникают путем анализа роли и функции некоторого особенного отношения внутри целостной системы, которое вместе с тем служит генетически исходным основанием всех её проявлений.

2.Сравнение выделяет формально общее свойство некоторой совокупности предметов, знание которого позволяет относить отдельные предметы к определенному их классу, независимо от того связаны ли эти предметы между собой или нет.

2.Анализ открывает генетически исходное отношение целостной системы как её всеобщее основание или сущность.

3.Эмпирические знания, в основе которых лежит наблюдение, отражают внешние свойства предметов и опираются на наглядные представления.

3.Теоретические знания, возникающие на основе мысленного преобразования предметов, отражают их внутренние отношения и связи и тем самым выходят за пределы чувственных представлений.

4.Формально общее свойство выделяется как рядоположенное с особенными и единичными свойствами предметов.

4.В теоретических знаниях фиксируется связь реально существующего всеобщего отношения с целостной системы с её различными проявлениями, связь всеобщего с единичным.

5.Конкретизация эмпирических знаний состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий класс предметов.

5.Конкретизация теоретических знаний состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений целостной системы из её всеобщего основания.

6. Необходимым средством фиксации эмпирическиз знаний являются слова-термины.

6.Теоретические знания прежде всего выражаются в способах умственной деятельности, а затем уже в различных символо-знаковых системах, в частности средствами естественного и искусственного языка.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Опытно-поисковая работа по определению эффективности формирования мотивации учащихся на уроках технологии средствами дидактических игр
Для подтверждения эффективности выбранной методики формирования мотивации учащихся средней школы на уроках технологии средствами дидактических игр (см. главу 2) была проведена опытно-поисковая работа. Базой исследования стала одна из средних общеобразовательных школ г. Нижний Тагил Свердловской обл ...

Становление экспериментальной системы обучения Л.В. Занкова
Проблема соотношения обучения и развития психики ребенка была в центре внимания Леонида Владимировича Занкова на протяжении всех этапов его научно-исследовательской деятельности. Еще в 20–40-е годы ХХ в., занимаясь изучением психики аномального ребенка, он одновременно исследовал и педагогические у ...

Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции
Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru