Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Развивающеe обучения и формирование рефлексии

Страница 1

Развивающее обучение по системе Эльконина-Давыдова нацелено на формирование у человека, способности приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям, способности прежде всего учиться. Рефлексия функционирует, в том числе, и внутри такой системы как способность учиться, но умение учиться включает в себя помимо рефлексии инициативность, самостоятельность. Василий Васильевич пишет: “ .нужно прежде всего расчленить рефлексию как таковую и способность учиться как основное качество субъекта соответствующей деятельности. Известно, что рефлексия, как одна из необходимых составляющих этой способности может быть сформирована средствами учебной деятельности. Но рефлексию нельзя отождествлять с этой способностию. Рефлексия как универсальный способ построения отношений человека к собственной деятельности не ограничена только сферой целенаправленного самоизменнения. В способности учиться присутствует компонент самостоятельности и инициативности ( то есть субъектности), однако он не сводим к рефлксивности. И вместе с тем рефлексия и умение учится связаны именно посредством субъекта : человек, умеющий учить себя, сам же определяет границы своего знания (незнания) и сам находит условия расширения границ известного, доступного.” Входя в эту систему ( способность учиться), как функциональный элемент, рефлексия несет на себе отпечаток системы, приобретает системные качества, это уже не просто рефлексия,а единичное проявление чистых базовых схем - “ученическая” рефлексия.

В работе РО можно выделить три линии формирования рефлексии:

- определяющая рефлексия

- координация действий группы

- рефлексивный контроль.

По первой линии формируется способность определить границу знаний и локализовать недостаток ресурса. От ребенка требуют выдать вербализованное представление о том ресурсе, которого ему не хватает. То есть реплики типа “ Я смогу решить эту задачу, если буду знать правила арифметических действий с отрицательными величинами.” Такой ответ необходимо требует анализа собственных действий, выделения проблемных мест. “Вторая форма - обще классная дискуссия. Её строит учитель, предлагая классу учебную задачу, условия которой противоречат имеющимся у детей способам действия и требуют поиска новых. Фиксируя попытки учащихся опробовать тот или иной способ действия в новых условиях, анализируя причины неудач, учитель обнажает разрыв между их знанием и незнанием и учит детей открывать собственное незнание. Эта рефлексивная фиксация невозможности прямого действия, есть,по сути дела, начало формирования умения учиться, умения обнаруживать границы своего знания и преодолевать их.”

Вторая линия связана с организацией распределенной функционально, коллективной деятельности. В большинстве случаев выделяется и предлагается детям две позиции. Назовем их “деятель” и “эксперт” : один ребенок выполняет какое-либо задание или решает задачу, а другой оценивает его действия. В таких ситуациях всегда возникают “такие противоречия, преодоление которых предполагает поляризацию и координацию различных точек зрения на изучаемый предмет, то есть проведение диалогов и дискуссий”. Итак в ходе дискуссий сначала появляется “специализация” детей-позиционеров, а затем интериоризация коллективной деятельности. “Анализ материалов соответствующих исследований позволяет представить следующий процесс присвоения детьми точки зрения(позиции ) другого человека : сосуществование разных точек зрения на один объект, конфликт этих точек зрения, попытка сближения разных позиций через отстраненную позицию и,наконец, их совмещение в деятельности одного ребенка “. И далее: “ .ситуация конфликта позиций, требующая диалога и дискуссий выступала важным звеном формирования у школьников умения выделять и учитывать точку зрения других людей при контроле и оценке своих действий”.

В одном из экспериментов детей просили оценить свой рисунок и рисунок другого ребенка Поначалу, оценка своего рисунка всегда была положительной( дети говорили, что рисунок удался), а оценка рисунка другого, в большинстве случаев, отрицательной. Причина этому - детский эгоцентризм: автор не мог отвлечься от своего переживания, отображенного в рисунке, изображение и его смысл не были разделены для ребенка. А оценивая рисунок другого, дети видели только изображение и оценивали его с технической точки зрения, не пытаясь вникнуть в замысел рисунка. В ходе напряженных споров “деятеля” и “эксперта”, автор обнаруживал возможность рассогласования замысла и технического исполнения, зрители обнаруживали, что за изображением может скрываться неочевидный замысел. Продолжительные дискуссии сказались как на технике исполнения рисунка, так и на отношении к чужим работам : рисунки стали более реалистичны, а оценки более снисходительны, т.к. учитывали и замысел автора.

Роль оценивающего может играть и учитель, как это бывает в традиционной школе, однако Василий Васильевич считает это гораздо менее эффективным: “ .у детей, участвовавших в групповой работе, рефлексивные способности формируются более эффективно, чем у детей, осваивавших понятия только в ходе обще классных дискуссий.”

Страницы: 1 2

Это интересно:

Необходимое условие экстремума функции многих переменных
Пусть функция определена в области и будет внутренней точкой этой области. Говорят, что функция в точке имеет максимум (минимум), если её можно окружить такой окрестностью, что бы для всех точек этой окрестности выполнялось неравенство: . Если эту окрестность взять настолько малой, чтобы знак равен ...

Методические рекомендации к проведению обобщающего повторения
При подготовке к повторительно-обобщающим урокам прежде всего определяются принципиально важные элементы знаний, умений и навыков, которыми должен владеть ученик по повторяемой теме; выделение этих элементов определяет объем повторяемого материала. Затем, исходя из специфики учебного материала, из ...

Теоретическое описание ситуации воспитания
Воспитание как объект педагогических исследований и разработок – фундаментальная категория для педагогической науки. Надежность педагогической науки зависит от того, как мы представляем себе объект ее исследования. Этот объект советская педагогика определяла как «воздействие на психологию воспитуем ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru