Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Разделение форм рефлексии

Страница 1

Мы исходим из допущения, что рефлексия присуща всем детям шестого класса в той или иной форме.Поэтому мы будем исследовать у детей степень развернутости рефлексии.

Говоря о степени развернутости мы подразумеваем некую шкалу, на одном полюсе которой рефлексия существует в форме бессознательного ресурса, а на другом - как институциализированная деятельность (Схема 2 ).

Далее,в описании этих двух форм мы будем двигаться от второй, более развитой формы рефлексии к первой, «зачаточной».

Форма-1 Степень развернутости форма-2

Схема 2

В современном мире существуют образцы институциализированной деятельности рефлексии. Например работа Л.С. Выготского « Исторический смысл психологического кризиса» посвящена разбору проделанных в области психологии работ. Этот жанр работы был обусловлен затруднениями в практическом применении теоретических схем психологических школ. Рефлексия Выготского методологическая. Но работу можно назвать «почти « рефлексивной ; «почти» потому, что она более чем рефлексивна, Выготский не только рефлектирует но и прямо указывает на пути выхода из кризиса, новые нормы деятельности. А рефлексия, по введенным нами ограничениям лишь анализирует проделанную работу. Ещё один яркий пример - учебный курс «Методологические проблемы психологии».

Итак, на этих двух примерах можно выделить следующие характеристики наиболее развитой формы рефлексии, институциализированной деятельности.

Это

1)позиционность;

2)полный, законченный анализ

3)удержание рефлексивной позиции и «воздержание «от «скатывания» к действию;

4)наличие культурных норм деятельности ;

5)воспроизводящаяся операциональная структура.

Другая форма существования рефлексии, рефлексии как подсознательного ресурса, может быть описана лишь благодаря тому что мы видим предельно развитую форму и имеем её теоретические описания. Лишь благодаря этому мы можем заметить в некоторых действиях ребенка зачатки рефлексии. Исследованиями таких зачатков занимается психология творчества

Исследования в этой области возможны лишь на материале особого класса задач. Такие задачи специально разрабатываются психологами. В экспериментах по психологии творчества создаются такие условия, которые провоцируют у человека «вспышки» рефлексии, это очень специфические условия и рефлексия лишь на некоторое время «включается», «включение» требует огромных затрат энергии, кроме того само это «включение» так же неожиданно для человека как его коленный рефлекс, однако это сравнение не совсем подходит, так как сам испытуемый не замечает каких-то изменений себя, он только видит, что решение задачи откуда-то взялось в голове.

B Базовой объяснительной схеме психологии творчества – это схема уровневости способов действия (Схема 3), утверждается, что человек на многое способен, он обладает потенциалом о котором сам не подозревает. Кроме доступных сознанию способов психика хранит некоторые автоматизированные способы действия и множество бессознательных способов действия, которые присутствуют в чрезвычайно недифференцированной форме и никогда не были предметом работы сознания по соорганизации психики. Среди этих бессознательных ресурсов есть по нашему мнению, и по фактам, описанным в психологии творчества, способность к рефлексии. А так называемые задачи на сообразительность просто провоцируют за счет языка условия применения способов не с того уровня, на котором находится успешный способ(схема4).

Страницы: 1 2

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru