Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Разделение форм рефлексии

Страница 2

Так, например, при решении задачи "Цепочка", многие испытуемые вообще отказывались от продолжения работы ссылаясь на непреодолимый разрыв условий с требованиями, однако, если экспериментатору удавалось поддерживать напряжение и мотивацию испытуемых, они находили решение задачи.

Схема 3 Схема 4

При этом любому решению подобной задачи предшествовала рефлексия в неразвитой форме. Эта рефлексия была по форме очень далека от вышеописанной формы 2 и её было трудно отделить от инсайта, однако авторы статьи утверждают, что это была рефлексия, и подтверждают это ссылками на факты. Некоторые высказывания испытуемых свидетельствуют о том, что они несколько мгновений могли видеть свои действия со стороны и соотнесли эти действия с условиями и целью Это видение сразу же породило желание действовать и рефлексия была прервана, т.к. был найден продуктивный способ решения.

Эта форма рефлексии может быть описана через отсутствие всех тех свойств, которые мы выделили на примере работы Выготского. То есть через неустойчивость, ненормированность, случайность, непроизвольность.

Ещё один ход на разведение этих двух форм рефлексии позволяет сделать описание места рефлексии в деятельности. Если в главе отведенной разбору понятий мы выделили как-бы два взгляда на функции рефлексии, первое, это развитие деятельности, некоторое действие предшествующее производству нового и мы ссылались на Г.П.Щедровицкого, и рефлексии в качестве экспертизы знания относительно его истинности, где мы ссылались на Канта. То теперь мы можем утверждать, что эти две функции соответствуют двум формам рефлексии и имеют общий генетический корень. Форме бессознательного ресурса соответствует функция подготовки к генерации нового, а форме институциализированной деятельности – контролирующая рефлексия. На первых этапах своего становления рефлексия возникает в очень узком кругу ситуаций и функционально предназначена для открытия новых способов действия. По мере разворачивания рефлексии и по мере овладения ею она институциализируется и становится обязательной, необходимо завершающей любую цепочку действий.

И если на первых этапах своего становления рефлексия появляется лишь если последствия преобразований не соответствуют замысленному, то со временем она смещается ( на схеме 5 влево) и занимает место - сразу за концом действия. Двигаться в эту сторону её заставляет необратимость последствий, векторная однонаправленность времени.

Страницы: 1 2 

Это интересно:

Сущность, содержание орфографического навыка
Навыки автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание ...

Из опыта работы учителя Куприенко Елены Владимировны МОУ СОШ п. Шумячи по организации музыкального воспитания
15 сентября я впервые встретилась с учителем Куприенко Еленой Владимировной. В школе она работает пять лет. Хотя стаж у нее небольшой, она учитель первой категории. На внеклассное мероприятие к ней, Елена Владимировна предложила придти мне 1 октября. Это всемирный день музыки. В этот день она запла ...

Возрастные особенности личности младшего школьника
В нашей исследовательской работе мы рассмотрим развитие младших школьников в целом и специфику проявления их индивидуально-личностных и возрастных особенностей. Подласый И.П. считает, что к 6 годам ребёнок в основном готов к систематическому школьному обучению. О нём можно говорить уже как о личнос ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru