Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Уровни экологизации

Страница 1

Экологизация является одним из общепедагогических факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса, т.к содействует:

повышению теоретического уровня преподавания благодаря взаимодействию естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

формированию бескорыстных и возвышенных мотивов деятельности по отношению к окружающей среде;

пониманию сущности экологической опасности и путей ее преодоления;

воспитанию человека, ответственного за принимаемые экологические решения.

Первым уровнем является понимание педагогической общественностью необходимости становления экологически ответственного сознания учащихся. Второй уровень включает экологизацию базисного учебного плана, где должна быть введена новая образовательная область - "Экология", обозначена и соответствующая учебная дисциплина экологического характера, например, "Основы устойчивого развития", "Окружающая среда и развитие", "Человек: экология и культура". До сих пор экологизация этого уровня встречает непонимание.

Новая образовательная область "Экология" выполняет ряд уникальных, не заменимых никакой дисциплиной, функций. Можно указать три важнейших (табл.1.1).

Таблица 1. Функции образовательной области "Экология"

Функции

Содержание

Развитие экологического сознания

Потребность и интерес к проблемам окружающей среды, устойчивого развития; понимание выживания человечества и зависимости здоровья индивида от качества окружающей среды, продуктивности экосистем, способов природопользования.

Ценностно-ориентационная

Уникальность вида Homo sapiens, универсальная ценность природы, окружающей среды, разнообразия биосферы. Повышения уровня естественного отношения к среде до уровня духовного; воспитание культуры потребления.

Деятельностная

Развитие готовности к экологической деятельности: оздоровление окружающей среды; заселение "лысых" территорий; информирование населения, органов управления и СМИ; пропаганда экологической культуры; мониторинг окружающей среды (наблюдение, оценка, прогнозирование).

Третий уровень включает экологизацию традиционных учебных дисциплин. Важно при этом определить для каждой учебной дисциплины "ядро", вокруг которого интегрируются сведения экологического характера. Такими "ядрами" могут стать понятия:

окружающая человека среда;

устойчивое развитие общества;

экологическая безопасность;

экологические кризисы в истории человечества;

здоровье человека;

народонаселение и т.д.

Четвертый уровень - уровень методического обеспечения тех общеобразовательных курсов, что обозначены в базисном учебном плане, а так же программ и пособий экологизированных курсов образовательной области естествознания. Экологизация общеобразовательной школы затрагивает все компоненты методической системы каждой учебной дисциплины (табл.1.2).

Таблица 2. Экологизация методики преподавания

Уровень

Проявление экологизации

Цели

Идеалы ответственного сознания, развитие человеческих качеств

Содержание

"Новый синтез" - целостность мира; понятие человека и окружающей среды; ценности и нормы; забота о будущем; экологические проблемы, способы их решения.

Деятельность

Познавательная, практическая, прогностическая.

Формы организации

Сочетание урока, экскурсии, игры, дискуссии, приобщение к государственным и международным экологическим акциям, практикумы.

Средства обучения

Все виды средств - натуральные, модельные, характеризующие экологические взаимодействия всех уровней.

В процессе экологизации системообразующим фактором в школьных дисциплинах может выступить экологическая проблема. От решения экологической проблемы во многом зависит выживание человечества.

Глобальная экологическая проблема - новая природно-социальная реальность, которая отражает обострение противоречий в системе "природа - общества". Новая, так как в прежние эпохи острые экологические противоречия носили локальный характер.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста из неполных семей
Задачи данного параграфа. Раскрыть особенности поведения детей младшего школьного возраста из неполных семей В результате одностороннего воспитания могут появиться различные нарушения в развитие личности ребенка. И не исключено, что дети таких матерей могут быть отданы в учреждения общественного во ...

Особенности интеллектуального развития дошкольников
Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вовремя не развивать и не востребовать, они могут быть впоследствии безвозвратно утеряны. Интеллектуал ...

Идея вальдорфской школы
Педагогика сотрудничества вырабатывает такие приемы, при которых каждый ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему. Это проявляется и в том, что никто не оскорбит ребенка подозрением в неспособности, все защищены в своем классе, в своей школе. Первая вальдорфская школа б ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru