Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Экологизация является одним из общепедагогических факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса, т.к содействует:
повышению теоретического уровня преподавания благодаря взаимодействию естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
формированию бескорыстных и возвышенных мотивов деятельности по отношению к окружающей среде;
пониманию сущности экологической опасности и путей ее преодоления;
воспитанию человека, ответственного за принимаемые экологические решения.
Первым уровнем является понимание педагогической общественностью необходимости становления экологически ответственного сознания учащихся. Второй уровень включает экологизацию базисного учебного плана, где должна быть введена новая образовательная область - "Экология", обозначена и соответствующая учебная дисциплина экологического характера, например, "Основы устойчивого развития", "Окружающая среда и развитие", "Человек: экология и культура". До сих пор экологизация этого уровня встречает непонимание.
Новая образовательная область "Экология" выполняет ряд уникальных, не заменимых никакой дисциплиной, функций. Можно указать три важнейших (табл.1.1).
Таблица 1. Функции образовательной области "Экология"
Функции |
Содержание |
Развитие экологического сознания |
Потребность и интерес к проблемам окружающей среды, устойчивого развития; понимание выживания человечества и зависимости здоровья индивида от качества окружающей среды, продуктивности экосистем, способов природопользования. |
Ценностно-ориентационная |
Уникальность вида Homo sapiens, универсальная ценность природы, окружающей среды, разнообразия биосферы. Повышения уровня естественного отношения к среде до уровня духовного; воспитание культуры потребления. |
Деятельностная |
Развитие готовности к экологической деятельности: оздоровление окружающей среды; заселение "лысых" территорий; информирование населения, органов управления и СМИ; пропаганда экологической культуры; мониторинг окружающей среды (наблюдение, оценка, прогнозирование). |
Третий уровень включает экологизацию традиционных учебных дисциплин. Важно при этом определить для каждой учебной дисциплины "ядро", вокруг которого интегрируются сведения экологического характера. Такими "ядрами" могут стать понятия:
окружающая человека среда;
устойчивое развитие общества;
экологическая безопасность;
экологические кризисы в истории человечества;
здоровье человека;
народонаселение и т.д.
Четвертый уровень - уровень методического обеспечения тех общеобразовательных курсов, что обозначены в базисном учебном плане, а так же программ и пособий экологизированных курсов образовательной области естествознания. Экологизация общеобразовательной школы затрагивает все компоненты методической системы каждой учебной дисциплины (табл.1.2).
Таблица 2. Экологизация методики преподавания
Уровень |
Проявление экологизации |
Цели |
Идеалы ответственного сознания, развитие человеческих качеств |
Содержание |
"Новый синтез" - целостность мира; понятие человека и окружающей среды; ценности и нормы; забота о будущем; экологические проблемы, способы их решения. |
Деятельность |
Познавательная, практическая, прогностическая. |
Формы организации |
Сочетание урока, экскурсии, игры, дискуссии, приобщение к государственным и международным экологическим акциям, практикумы. |
Средства обучения |
Все виды средств - натуральные, модельные, характеризующие экологические взаимодействия всех уровней. |
В процессе экологизации системообразующим фактором в школьных дисциплинах может выступить экологическая проблема. От решения экологической проблемы во многом зависит выживание человечества.
Глобальная экологическая проблема - новая природно-социальная реальность, которая отражает обострение противоречий в системе "природа - общества". Новая, так как в прежние эпохи острые экологические противоречия носили локальный характер.
Это интересно:
Планирование физкультурно-оздоровительной работы
Цели и задачи этапов обучения. Допустим, что школа имеет очень скромные условия для занятий физической культурой. А именно: школа имеет небольшой спортивный зал со щитами для баскетбола и гимнастической стенкой; несколько гимнастических матов; два десятка баскетбольных мячей. В школьном дворе устан ...
Восстановительные
свойства гидросульфита натрия
Опыт 1. Взаимодействие гидросульфита натрия с гидроксидом меди(П) Реактивы и оборудование: 10%-ный раствор сульфата меди(П), 10%-ный раствор гидроксида натрия, раствор гидросульфита натрия; пробирки, спиртовка, фарфоровая чашечка. Выполнение опыта. В пробирку с 3 мл раствора гидросульфита натрия до ...
Врожденные пороки гортани и причины их возникновения
Значительную актуальность представляют поражения гортани, так как они связаны с жизненно важной функцией – дыханием, и промедление в оказании помощи может в определенных случаях привести к летальному исходу. Патология гортани в качестве самостоятельной, т.е. нозологической формы наблюдается в широк ...