Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Уровни экологизации

Страница 1

Экологизация является одним из общепедагогических факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса, т.к содействует:

повышению теоретического уровня преподавания благодаря взаимодействию естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;

формированию бескорыстных и возвышенных мотивов деятельности по отношению к окружающей среде;

пониманию сущности экологической опасности и путей ее преодоления;

воспитанию человека, ответственного за принимаемые экологические решения.

Первым уровнем является понимание педагогической общественностью необходимости становления экологически ответственного сознания учащихся. Второй уровень включает экологизацию базисного учебного плана, где должна быть введена новая образовательная область - "Экология", обозначена и соответствующая учебная дисциплина экологического характера, например, "Основы устойчивого развития", "Окружающая среда и развитие", "Человек: экология и культура". До сих пор экологизация этого уровня встречает непонимание.

Новая образовательная область "Экология" выполняет ряд уникальных, не заменимых никакой дисциплиной, функций. Можно указать три важнейших (табл.1.1).

Таблица 1. Функции образовательной области "Экология"

Функции

Содержание

Развитие экологического сознания

Потребность и интерес к проблемам окружающей среды, устойчивого развития; понимание выживания человечества и зависимости здоровья индивида от качества окружающей среды, продуктивности экосистем, способов природопользования.

Ценностно-ориентационная

Уникальность вида Homo sapiens, универсальная ценность природы, окружающей среды, разнообразия биосферы. Повышения уровня естественного отношения к среде до уровня духовного; воспитание культуры потребления.

Деятельностная

Развитие готовности к экологической деятельности: оздоровление окружающей среды; заселение "лысых" территорий; информирование населения, органов управления и СМИ; пропаганда экологической культуры; мониторинг окружающей среды (наблюдение, оценка, прогнозирование).

Третий уровень включает экологизацию традиционных учебных дисциплин. Важно при этом определить для каждой учебной дисциплины "ядро", вокруг которого интегрируются сведения экологического характера. Такими "ядрами" могут стать понятия:

окружающая человека среда;

устойчивое развитие общества;

экологическая безопасность;

экологические кризисы в истории человечества;

здоровье человека;

народонаселение и т.д.

Четвертый уровень - уровень методического обеспечения тех общеобразовательных курсов, что обозначены в базисном учебном плане, а так же программ и пособий экологизированных курсов образовательной области естествознания. Экологизация общеобразовательной школы затрагивает все компоненты методической системы каждой учебной дисциплины (табл.1.2).

Таблица 2. Экологизация методики преподавания

Уровень

Проявление экологизации

Цели

Идеалы ответственного сознания, развитие человеческих качеств

Содержание

"Новый синтез" - целостность мира; понятие человека и окружающей среды; ценности и нормы; забота о будущем; экологические проблемы, способы их решения.

Деятельность

Познавательная, практическая, прогностическая.

Формы организации

Сочетание урока, экскурсии, игры, дискуссии, приобщение к государственным и международным экологическим акциям, практикумы.

Средства обучения

Все виды средств - натуральные, модельные, характеризующие экологические взаимодействия всех уровней.

В процессе экологизации системообразующим фактором в школьных дисциплинах может выступить экологическая проблема. От решения экологической проблемы во многом зависит выживание человечества.

Глобальная экологическая проблема - новая природно-социальная реальность, которая отражает обострение противоречий в системе "природа - общества". Новая, так как в прежние эпохи острые экологические противоречия носили локальный характер.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Итоги мониторинга ВУЗов и их филиалов по России
В целях реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №ДМ-П8-2804 Ми ...

Основы воспитания подрастающего поколения с помощью средств массовой информации в истории педагогической мысли
Сегодня проблемы информации занимают умы людей самых различных профессий. Об информации говорят и те, кто ее создает, и те, кто ее потребляет, и те, кто ее исследует. Мир информации сравнивают с огромным безбрежным морем, у которого в отличие от известных нам морей берега не остаются в своих предел ...

Значение утренней гимнастики, ее задачи
Утренняя гимнастика является ценным средством оздоровления и воспитания детей. У систематически занимающихся утренней гимнастикой пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность. Необходимость тотчас после пробуждения встать с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru