Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Виды самостоятельности, используемые в процессе обучения

Страница 1

В рамках анализа феномена самостоятельности как сложного, структурного образования педагогами и психологами предпринимается попытка выделения ее видов, их компонентного состава, исследуется процесс их формирования, причем особое внимание в рассмотрении данного качества уделяется изучению его проявлений в том или ином виде деятельности. При этом название вида самостоятельности, как правило, является одноименным деятельности, в рамках которой он анализируется. Так, выделялись следующие виды самостоятельности: познавательная (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др.), практическая, организационно-техническая (Е.Я.Голант, З.Ф. Пономарева), умственная (Н.В. Кухарев), прикладная и учебная (Т.С. Панфилова, H.A. Половникова), общественно-политическая, творческая (В.И. Андреев, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский), трудовая (А.И. Кочетов, Ю.В. Янотовская).

В психолого-педагогической литературе в качестве ряда условий, обеспечивающих успешное формирование самостоятельности, считают необходимым учитывать специфику отдельных видов самостоятельности, формируемых в образовательном процессе; уровни ее сформированности у обучаемых, психофизиологические особенности конкретного возраста, в котором происходит формирование данного качества и пр.

Руководствуясь данными положениями, рассмотрим те виды самостоятельности, которые, наиболее характерны для процесса обучения студентов вуза на младших курсах, а именно: познавательную, умственную и учебную. В качестве цели анализа различных видов самостоятельности выступает выявление наиболее общих теоретико-методологических основ ее изучения, позволяющих в дальнейшем определить специфику данного качества, выделить его обобщенную структуру и наметить пути его формирования.

Рассмотрим особенности познавательной самостоятельности. В педагогической науке к настоящему времени она трактуется по-разному.

В понимании сути познавательной самостоятельности прослеживается несколько подходов: одни авторы рассматривают данную категорию, отдавая предпочтение деятельностной стороне, другие – психологическим аспектам.

По мнению М.А. Данилова, познавательная самостоятельность выражается, прежде всего, в способности видеть вопрос, задачу и находить пути к их решению, в критичности ума и умении делать выводы, выделять существенное, главное, в способности высказывать свою точку зрения, независимо от суждений других. И.Я. Лернер определяет данный вид самостоятельности как способность обучаемого самому организовать деятельность и осуществлять ее для решения новых проблем. М.Н. Скаткин считает, что познавательная самостоятельность проявляется в умении решать учебные задачи. М.И. Махмутов определяет данный вид самостоятельности как интеллектуальную способность ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться. В работах H.A. Половниковой познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности и определяется как "готовность (способность и стремление) своими силами продвигаться в овладении знаниями". Исходя из данного определения, можно предположить, что для достижения подобной "готовности" необходимо обеспечить овладение учащимися совокупностью знаний, умений и навыков, опыта по выполнению познавательной деятельности.

Познавательная самостоятельность как качество личности формируется и развивается под воздействием внешних и внутренних факторов, влияющих и взаимообусловливающих друг друга. Внутренние факторы – суть личностные качества старшеклассника (природные способности и задатки, воля, темперамент и пр.) и сложившиеся, усвоенные в процессе жизнедеятельности, в т.ч. и учебной работы, знания и методы их получения. Внешние факторы – весь социум, окружающий учащегося, социальная среда, в которой он находился и находится, влияние учебновоспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Пороговые значения показателей для оценки эффективности вузов и филиалов
Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования проводился в целях реализации Указа Президента РФ и по поручению Председателя Правительства РФ от 17 мая 2012 года. Мониторинг проводился с 15 августа по 15 сентября 2012 года. Государственные вузы ...

Сущность, содержание и виды мультимедиа в образовании
Мультимедиа является исключительно полезной и плодотворной образовательной технологией благодаря присущим ей качествам интерактивности, гибкости, и интеграции различных типов мультимедийной учебной информации, а также благодаря возможности учитывать индивидуальные особенности учащихся и способствов ...

Классификация компетенций. Представления об информационной компетенции
Для конкретизации компетентностного подхода, следовательно, организации процесса обучения учащихся биологии на его основе, важное значение имеет выражение видов компетенций. Для школьной биологии лучше их выразить в двух группах: компетенции ключевые (базовые) и специальные (предметные). Ключевыми ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru