Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Виды самостоятельности, используемые в процессе обучения

Страница 1

В рамках анализа феномена самостоятельности как сложного, структурного образования педагогами и психологами предпринимается попытка выделения ее видов, их компонентного состава, исследуется процесс их формирования, причем особое внимание в рассмотрении данного качества уделяется изучению его проявлений в том или ином виде деятельности. При этом название вида самостоятельности, как правило, является одноименным деятельности, в рамках которой он анализируется. Так, выделялись следующие виды самостоятельности: познавательная (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др.), практическая, организационно-техническая (Е.Я.Голант, З.Ф. Пономарева), умственная (Н.В. Кухарев), прикладная и учебная (Т.С. Панфилова, H.A. Половникова), общественно-политическая, творческая (В.И. Андреев, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский), трудовая (А.И. Кочетов, Ю.В. Янотовская).

В психолого-педагогической литературе в качестве ряда условий, обеспечивающих успешное формирование самостоятельности, считают необходимым учитывать специфику отдельных видов самостоятельности, формируемых в образовательном процессе; уровни ее сформированности у обучаемых, психофизиологические особенности конкретного возраста, в котором происходит формирование данного качества и пр.

Руководствуясь данными положениями, рассмотрим те виды самостоятельности, которые, наиболее характерны для процесса обучения студентов вуза на младших курсах, а именно: познавательную, умственную и учебную. В качестве цели анализа различных видов самостоятельности выступает выявление наиболее общих теоретико-методологических основ ее изучения, позволяющих в дальнейшем определить специфику данного качества, выделить его обобщенную структуру и наметить пути его формирования.

Рассмотрим особенности познавательной самостоятельности. В педагогической науке к настоящему времени она трактуется по-разному.

В понимании сути познавательной самостоятельности прослеживается несколько подходов: одни авторы рассматривают данную категорию, отдавая предпочтение деятельностной стороне, другие – психологическим аспектам.

По мнению М.А. Данилова, познавательная самостоятельность выражается, прежде всего, в способности видеть вопрос, задачу и находить пути к их решению, в критичности ума и умении делать выводы, выделять существенное, главное, в способности высказывать свою точку зрения, независимо от суждений других. И.Я. Лернер определяет данный вид самостоятельности как способность обучаемого самому организовать деятельность и осуществлять ее для решения новых проблем. М.Н. Скаткин считает, что познавательная самостоятельность проявляется в умении решать учебные задачи. М.И. Махмутов определяет данный вид самостоятельности как интеллектуальную способность ученика и его умения, позволяющие ему самостоятельно учиться. В работах H.A. Половниковой познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности и определяется как "готовность (способность и стремление) своими силами продвигаться в овладении знаниями". Исходя из данного определения, можно предположить, что для достижения подобной "готовности" необходимо обеспечить овладение учащимися совокупностью знаний, умений и навыков, опыта по выполнению познавательной деятельности.

Познавательная самостоятельность как качество личности формируется и развивается под воздействием внешних и внутренних факторов, влияющих и взаимообусловливающих друг друга. Внутренние факторы – суть личностные качества старшеклассника (природные способности и задатки, воля, темперамент и пр.) и сложившиеся, усвоенные в процессе жизнедеятельности, в т.ч. и учебной работы, знания и методы их получения. Внешние факторы – весь социум, окружающий учащегося, социальная среда, в которой он находился и находится, влияние учебновоспитательного процесса.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Роль семьи в нравственном воспитании ребёнка
С момента рождения семья организует жизнь ребенка по социальным правилам. Его кормят, укладывают спать, купают в определенное время, приучая к режиму дня. Ухаживая за малышом, родители пользуются предметами, которые имеют строго фиксированные функции и правила применения: для пеленания - пеленки, д ...

Технология опыта
В детском саду постоянно организуются физкультурные досуги, ежегодно - физкультурные праздники (летний и зимний), когда дети показывают свои умения, соревнуются в скорости и ловкости. Основные движения ребенка в возрасте от 3 до 7 лет постепенно совершенствуются. Чтобы убедиться в этом, достаточно ...

Основные направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР
Исходя из структуры дефекта и психологических особенностей рассматриваемой категории детей, С. Г. Шевченко сформулированы следующие направления коррекционно-педагогической работы с учащимися, имеющими ЗПР: Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обу ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru