Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Виды самостоятельности, используемые в процессе обучения

Страница 3

К обязательным элементам структуры самостоятельной деятельности школьника П.И. Пидкасистый относит: определение цели деятельности (целеопределение и целеполагание), определение предмета деятельности и выбор средств деятельност.

Таким образом, познавательная самостоятельность понимается в педагогике неоднозначно, нет единого определения категории. Общепризнанным является выделение трех взаимосвязанных структурных компонентов познавательной самостоятельности: мотивационного, волевого и содержательно-операционного. Познавательная самостоятельность проявляется в самостоятельной познавательной деятельности. В частности, одной из форм проявления данного качества личности является решение учащимся познавательных задач, приводящих его к новым для него знаниям и способам действия. Развитие познавательной самостоятельности возможно через вовлечение учащихся в активную управляемую самостоятельную познавательную деятельность. Развитие познавательной самостоятельности студентов требует комплексного подхода к проблеме, учета психологического, социального и дидактического аспектов.

Под понятием умственной самостоятельности исследователями понимается способность, которая состоит в том, что субъект в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для приобретения знаний, для творческого их применения в процессе сложившейся новой ситуации. Выделяются следующие черты умственной самостоятельности: умение находить новые способы овладения знаниями, умение применять имеющиеся знания и способы действия в новых условиях для овладения новыми знаниями. Отметим, что понятия умственной и познавательной самостоятельности различаются. Умственная самостоятельность заключается в вычленении гипотезы, нахождении путей ее решения и исследования в новых условиях. Познавательная же самостоятельность предполагает наличие творческого начала, готовность к поисковой работе, но не всегда включает в себя элементы исследования на высшем уровне обобщения

В исследовании И. А. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем сформированности следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему, умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить вопросы и т.д.

По мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А. Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова), формирование и развитие качеств умственной самостоятельности неразрывно связаны с увеличением объема и улучшением качества аудиторной самостоятельной работы в процессе обучения.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

Обучающие.

Тренировочные.

Закрепляющие.

Повторительные.

Развивающие.

Творческие.

Контрольные.

Рассмотрим более подробно каждый из видов.

1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Программа студии вокально-инструментальной музыки
Пояснительная записка Специфика занятий, подбор репертуара, участие в концертной деятельности учитывают желание учащегося, его интерес, возможности, способности, психологические особенности (а так же стартовый уровень знаний). В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время об ...

Виды орфографических упражнений, способствующие формированию орфографической зоркости
Одним из первых способы формирования умений ставить орфографические задачи начал разрабатывать в 60-х годах А.И. Кобызев. Он предложил диктант "Проверяю себя". Во время этого диктанта разрешается пропускать букву, в которой сомневаешься. Затем ученики по мнению Савиновой З.А. могут задать ...

Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения. С 3–4 лет происходят существенные изменения в характере и содержании ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru