Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Виды самостоятельности, используемые в процессе обучения

Страница 3

К обязательным элементам структуры самостоятельной деятельности школьника П.И. Пидкасистый относит: определение цели деятельности (целеопределение и целеполагание), определение предмета деятельности и выбор средств деятельност.

Таким образом, познавательная самостоятельность понимается в педагогике неоднозначно, нет единого определения категории. Общепризнанным является выделение трех взаимосвязанных структурных компонентов познавательной самостоятельности: мотивационного, волевого и содержательно-операционного. Познавательная самостоятельность проявляется в самостоятельной познавательной деятельности. В частности, одной из форм проявления данного качества личности является решение учащимся познавательных задач, приводящих его к новым для него знаниям и способам действия. Развитие познавательной самостоятельности возможно через вовлечение учащихся в активную управляемую самостоятельную познавательную деятельность. Развитие познавательной самостоятельности студентов требует комплексного подхода к проблеме, учета психологического, социального и дидактического аспектов.

Под понятием умственной самостоятельности исследователями понимается способность, которая состоит в том, что субъект в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для приобретения знаний, для творческого их применения в процессе сложившейся новой ситуации. Выделяются следующие черты умственной самостоятельности: умение находить новые способы овладения знаниями, умение применять имеющиеся знания и способы действия в новых условиях для овладения новыми знаниями. Отметим, что понятия умственной и познавательной самостоятельности различаются. Умственная самостоятельность заключается в вычленении гипотезы, нахождении путей ее решения и исследования в новых условиях. Познавательная же самостоятельность предполагает наличие творческого начала, готовность к поисковой работе, но не всегда включает в себя элементы исследования на высшем уровне обобщения

В исследовании И. А. Архиповой умственная самостоятельность определяется уровнем сформированности следующих интеллектуальных умений: умение видеть проблему, умение переформулировать ее на своем языке, умение предвидеть возможный результат, умение критически относиться к содержанию учебного задания, умение ставить вопросы и т.д.

По мнению целого ряда исследователей данной проблематики (И. Э. Унт, И. А. Архипова, С. Ф. Шатилов, Г. М. Бурденюк, Н. Ф. Коряковцева, П. И. Пидкасистый, Т. И. Шамова), формирование и развитие качеств умственной самостоятельности неразрывно связаны с увеличением объема и улучшением качества аудиторной самостоятельной работы в процессе обучения.

В зависимости от целей самостоятельные работы можно разделить на следующие:

Обучающие.

Тренировочные.

Закрепляющие.

Повторительные.

Развивающие.

Творческие.

Контрольные.

Рассмотрим более подробно каждый из видов.

1. Обучающие самостоятельные работы. Их смысл заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к работе на уроке. При выполнении данного вида работ школьник сразу видит, что ему непонятно, и он может попросить дополнительно объяснить эту часть материала. Учитель же составляет схему дальнейшего объяснения материала, в которой прописывает сложные для учеников моменты, на которые в дальнейшем необходимо будет обратить внимание. Также данный вид самостоятельных работ помогает выделить пробелы в знаниях прошлого материала у школьников. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Уровни экологизации
Экологизация является одним из общепедагогических факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса, т.к содействует: повышению теоретического уровня преподавания благодаря взаимодействию естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин; формированию бескорыстных и возвышенных мотиво ...

Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым ма ...

Отбор методов и приемов по формированию гуманистических отношений в коллективе у младших школьников
Формирование гуманных отношений между детьми подразумевает воспитание у них действенных гуманистических чувств. В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru