Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр

Педагогика и воспитание » Формирование мотивации учащихся на уроках технологии с использованием дидактических игр » Методические рекомендации по осуществлению образовательного процесса на уроках технологии с использованием дидактических игр

Страница 1

Формирование мотивации учения школьников на уроках технологии является фактором развития всего учебно-воспитательного процесса, проявляясь как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Формированию учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.

Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать используя в своей деятельности всё видовое многообразие дидактических игр (см. п. 1.2.). Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия (см. таблицу 1), однако важно не перенагружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии мы считаем 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени. Например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру-упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полученных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия, деловой игры).

Таблица 1

Дидактические игры на различных структурных этапах занятия

Структурный этап урока

Примеры дидактических игр

1. Организация начала

занятия

Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу

2. Проверка выполнения домашнего задания

Игры-упражнения (на соотнесение рисунков и понятий, на заполнение пробелов в таблицах, схемах); словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. — в зависимости от содержания этапа урока

3. Объяснение нового материала

Игры на внимание (найти ошибки, специально допускаемые учителем во время объяснения нового материала с опорой на имеющиеся у учащихся знания)

4. Усвоение новых знаний и способов действий

Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. — в зависимости от содержания этапа урока

5. Первичная проверка понимания

Словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); мини-викторины; предметные игры (манипуляции с предметами) и др. — в зависимости от содержания этапа урока

6. Закрепление знаний и способов действий

Игры-соревнования, игры-упражнения, сюжетно-ролевые игры и др. — в зависимости от содержания этапа урока

7. Обобщение и систематизация знаний

Игры-упражнения

8. Контроль и самопроверка знаний

Игры на соотнесение рисунков и понятий; игры на заполнение пробелов в таблицах, схемах; словесные игры (кроссворды, ребусы и т.д.); предметные игры (манипуляции с предметами); мини-викторины и др. — в зависимости от содержания этапа урока

9. Подведение итогов занятия

Игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Сюжетно-ролевые игры

Таким образом, важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. Однако на любом этапе урока процесс включения дидактических игр в структуру занятия необходимо выстраивать в согласовании со следующими принципами [3; 9; 25; 29]:

Страницы: 1 2

Это интересно:

Предпосылки умения видеть и решать проблемы
Предпосылки умения видеть и решать проблемы создаются всем процессом обучения, обеспечивающим усвоение достаточно широкого круга знаний и умений. В то же время творчество невозможно без овладения опытом творческой деятельности, который можно приобрести главным образом в процессе проблемного обучени ...

Индивид и общность в понимании П. Наторпа
Рассматривая основные законы развития общества, П. Наторп указывал на три, с его точки зрения, основных компонента социальной жизни: - организация труда (уровень развития производительных сил общества); - политико-правовая организация (основные социальные и юридические нормы, определяющие функциони ...

Анализ и описание достигнутых результатов
Для закрепления грамматического материала данные схемы очень помогали учащимся, а необычные символы способствовали лучшему его усвоению. Так, по началу учащиеся пользовались схемами-опорами и символами для выполнения упражнений, а после 2 уроков необходимость в этом отпала. Это было выяснено путем ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru