Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Определение диссертационного совета, в котором будет защищаться диссертация

Педагогика и воспитание » Рациональная организация работы над диссертацией » Определение диссертационного совета, в котором будет защищаться диссертация

Страница 1

Определиться с диссертационным советом, в котором будет защищаться диссертация, необходимо как можно раньше. Требования к диссертациям определены Высшей аттестационной комиссией РФ, следовательно, они едины для всех диссертационных советов. Но у каждого диссертационного совета есть свой сложившийся стиль, неписаные нормы, определенные, если хотите, стереотипы оформления диссертаций.

В настоящее время нет строгой регламентации текста диссертации. Но бытуют такие условности. Кандидатская диссертация по общественным наукам – 150 страниц плюс 30%, то есть 200 страниц. Сюда не входят Список источников и литературы и Приложения. Докторская – 300 + 30%, то есть 400 страниц. Вот этими негласными критериями и следует руководствоваться. Бывали случаи, когда диссертации были и меньшего объема. Как-то ученый секретарь диссертационного совета спросил у штатного работника ВАК – можно ли принять докторскую диссертацию, в которой 280 страниц. В принципе, здесь возражать нельзя, нет официальных критериев. Но ответ был образным и убедительным – если работа гениальная, то можно. Обычно работа печатается через 2 интервала на машинке или 1,5 интервала в компьютере, точнее 27-30 строк на странице. На строке 65-70 ударов (букв и пропусков). Существовали такие правила: страница текста должна иметь левое поле (для сшивания в переплет) – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – по 2 см. Это примерно 1800 знаков. Литературная обработка текста диссертации

Диссертация – научное и одновременно квалификационное произведение, поэтому ее автор должен уделять серьезное внимание языку, стилю изложения материала. Прежде всего диссертация не приемлет «пустот», когда текст не несет смысловой, доказательной нагрузки. Текст диссертации должен давать как бы ответ на вопросы: почему, зачем, для чего, как именно, когда именно, кто именно и т.д. Если нет ответа на вопросы, если текст пишется, чтобы только написать, без смысла, без того, чтобы непременно что-то доказать, открыть – то нет и науки, нет настоящего ученого сочинения. В диссертации следует писать не для того, чтобы нагонять страницы, производить впечатление «пухлостью» диссертации, не описывать и не рассказывать, а доказывать и обосновывать, причем, как говорится, неотразимо и убедительно. Конечно, и в данном случае все должно быть в норме, нужны и факты, причем много фактов.

Как говорил В.И. Ленин, исследователь должен взять всю сумму фактов. Не следует в фактологии усматривать какой-то подвох. В книге «О работе с аспирантами по истории КПСС: Некоторые советы и рекомендации» (М., 1970) Ф.Д. Кретов писал, что «ползучий эмпиризм», в конечном счете «является беспартийностью», что «только люди безыдейные и, по существу, беспартийные могут довольствоваться в своих диссертациях простым нагромождением фактов». Данный пример полезен и для того, чтобы вспомнить наше недавнее прошлое. Примечательно, что подобные рассуждения допускались не только партийными издательствами, но и выпустившим книгу Ф.Д. Кретова издательством «Высшая школа». Внимательно должен отрабатываться тезис о «связи темы исследования с современностью». Это один из неубедительных тезисов многих диссертаций.

В диссертациях авторы прибегают к употреблению цитат, и правильно делают. Но цитаты должны «работать» на текст диссертации, использоваться как аргумент доказательности, а если они нанизываются подобно шашлыку на шампур, это уже именуется цитатничеством.

Представляют большой интерес диссертации, в которых ведется научная полемика. Причем полемика должна быть представлена не только во Введении в историографической части, но и во всем тексте диссертации. Опять же в реальных рамках.

Исследователь при написании диссертации должен овладеть навыками редактора и корректора. Заметим, что эти специалисты ничем от диссертанта не отличаются, они приобрели определенные знания, которые полезно приобрести каждому. Над текстом в редакционном, стилистическом плане диссертант должен работать постоянно, ни в коем случае не стесняться переписывать, выписывать текст. Конечно, можно понадеяться на платного редактора, которого сейчас не сложно найти. Но опыт работы с издательствами показывает, что редактор не всегда понимает смысл написанного в строчках и между строчек, «выгоняя» повтор слова, невольно искажает смысл текста. Редкий автореферат диссертации не имеет орфографических и синтаксических ошибок.

Конечно, следует говорить о необходимости знания русского языка (хотя бы в рамках средней школы), но не надо стесняться держать под рукой орфографические словари. Надо приучить себя вычитывать текст после перепечатки, даже если сами печатали или набирали на компьютере. В научном авторском исследовании, каковым является диссертация, широко используются различные термины, понятия. Безусловно, здесь должен проявляться требовательный подход, проводиться «состыковка» со справочными, особенно энциклопедическими изданиями. Также, безусловно, автор должен придерживаться единого к ним отношения на протяжении всей работы.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Активизация мыслительной деятельности учащихся при проверке домашнего задания
Роль домашних заданий практически обесценивается, если не налажена их проверка. Учителя практикуют разные формы проверки. Это и устный опрос у доски или с места по домашнему заданию, и короткая письменная работа, но, прежде всего это непосредственная проверка задания в тетрадях - фронтальная при об ...

Методы воспитания: сущность, история использования
В «Словаре русского языка» слово «метод» объясняется как совокупность одноцелевых и однотипных приемов. Н.И. Болдырев в книге «Методика воспитательной работы в школе» раскрывает метод как путь или способ достижения поставленной цели. В авторитарной педагогике методы обучения трактовались как методы ...

Театры в школах, как форма организации творческой деятельности учащихся
В настоящие время, почти в каждой школе есть коллектив, из числа учащихся, занимающийся театральными поставками. В некоторых школах этому уделяется большое внимание, можно сказать даже, что театральные постановки являются частью учебного плана. Занятия театром в школе меньше всего напоминают театра ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru