Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Уровни экологизации

Страница 2

Глобальная экологическая проблема требует для своей характеристики опоры на такие философские категории, как противоречие, цель, потребности, деятельность, система, пространство, время, эволюция, причинность, вероятность. Необходимы так же общенаучные понятие - информация, управление, оптимальность, устойчивость, модель - и широкий круг понятий конкретных наук.

В методическом отношении центральным является аргументация ответов на вопросы:

Можно ли разрешить глобальные экологические проблемы?

В силах ли человечество преодолеть состояния, возникшие как результат его собственной деятельности?

Преподавателю необходимо показать что интеллектуальное могущество людей может быть почти с одинаковой эффективностью направлено как на разрушение, так и на восстановление, защиту природы, что сегодняшняя ситуация требует коренного изменения культурных оснований бытия, изменений воззрения на мир человека в природе, преодоления стихии развития, перехода к развитию, направляемому разумом, - устойчивому развитию.

При рассмотрении любой экологической проблемы учитель умело может "играть" масштабами, раскрывать глобальный, региональный и местный подходы.

Рассмотрение в учебном процессе любой экологической проблемы включает элементы прогностики, заботы о будущем, проектирование будущего, как человека, так и природной среды. Создать настроение заботы, думы о будущем у молодого поколения не так просто, особенно, если речь идет не о самом человеке, а об окружающей среде.

Приведем два примера изучения экологических тем в форме самостоятельный модулей. Первый - экология человека.

Человек находится в системе экологических отношений - связей, которые есть природные связи и отношения. Для наших рассуждений важно, что эти связи имеют две стороны - внешнюю и внутреннюю. Внешние отношения есть связи с окружающей средой, внутренние - есть связи с самим собой, через понимание телесного, психологического и духовного здоровья. Актуальность целостного изучения человека объясняется рядом обстоятельств, сложившихся в социальных и образовательных системах, из которых главными являются развитие депопуляционных процессов, падение ценностных отношений к здоровью, снижение потребности и умений у широких масс населения быть здоровыми, увеличение числа людей, ведущих нездоровый образ жизни.

В настоящее время человек живет в условиях искусственного шума, вибраций, искусственных электромагнитных полей. Приспособительные функции организма нарушаются, возникает угроза неблагоприятных сдвигов здоровья населения как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Человек рассматривается в общем образовании лишь в курсе "Человек и его здоровье" (8 класс) односторонне, преимущественно как телесное существо. В соединении курса преобладают анатомо-морфологические характеристики телесности человека, которые исследуются главным образом на уровне эмпирических представлений и описаний без базиса эволюционных явлений, сопутствующих становлению вида Homo sapiens.

В сложившихся условиях важнейшей становится проблема здоровья каждого, точнее, понимание каждым человека того, что свое здоровье надо развивать и защищать, и это требует каждодневного внимания.

В самом деле, здоровье - совокупность групповых и индивидуальных выборов, определяющих режимы труда и отдыха, пищевые и другие поведенческие привычки. Здоровье в отличие от болезней является результатом связи многих подсистем общественной жизни, в которые включен человек.

Какова же должна быть методическая система изучения человека через призму здоровья?

Исходной основой построения методической системы является целеполагание. Основная цель уже заложена в самом вопросе.

Вспомогательные цели включают:

развитие интеллектуальных умений, организующих познавательную деятельность школьников;

формирование умений наблюдать и оценивать свое здоровье, пользуясь измерителями и опытами, истолковывая данные и формируя гипотезы и рабочие определения;

развитие представлений о связях духовного развития человека с особенностями местной природы и характером культуры эпохи;

овладение практическими умениями в целях улучшения и защиты здоровья и решения экологических проблем своей местности.

Важным методическим условием развития знаний о человеке, проблеме защиты и укрепления его здоровья имеет логика построения комплекса занятий. В программе модуля необходимо соединить две логики. Первая связана с познанием человека в границах антропоэкосистемы и выглядит следующим образом.

Последовательность исследования антропоэкосистемы предполагает рассмотрение ряда положений (табл.1.3).

Таблица 3.

Человек - саморегулируемая система, предмет познания

Строение и функции тела, психология, духовность, системное свойство - здоровье: обмен веществ, потоки энергии и информация, регуляция, развитие.

Человек - познающее вещество

Экологический способ мышления и целеполагание. Познание Вселенной, самопознание - цель и назначение человека.

Человек - уникальная ценность

Система ценностей как регулятор поведения и деятельности

Человек - субъект деятельности

Деятельность как универсальный способ освоения природной среды. Цивилизация и культура.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Физиологическое и психологическое воздействие средств массовой информации на процесс развития ребенка
На сегодняшний день все большее число родителей беспокоит влияние средств массовой информации на развитие их детей. Кабельное телевидение, игровые приставки, компьютерные игры, интернет, сотовые телефоны современные дети считают чем-то само собой разумеющимся, хотя это все было совершенно чуждым ма ...

Гимназии
В 1975 году существовавшие до того различные типы школ, дававшие теоретическое или профессиональное образование, были преобразованы в единую гимназию. Закон о школе обязывает муниципальные власти обеспечить возможность обучения в гимназии всем жителям округа в возрасте до 20 лет. Подавляющее больши ...

Особенности представлений детей 6-7 лет о нравственно-экономических нормах
Изучение представлений детей о нравственно-экономических нормах представлено следующими результатами. 40% детей имеют ясные, четкие представления о необходимости ремонта испорченных вещей. Они дали полные ответы, при этом пояснив возможные последствия этого поведения. Например: "Хорошо. Если н ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru