Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Проведение занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста » Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста

Страница 1

В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая закономерность: чем выше успеваемость ребенка в школе, тем, как правило, выше его самооценка. В связи с этим, можно сделать вывод, что педагоги играют первостепенную роль в развитии самооценки подростков.

Учителям необходимо в полной мере осознавать этот факт и учитывать его в общении с младшими школьниками. В частности, для формирования у них правильной самооценки учителю необходимо объяснять удачи ребенка его способностями, а неудачи – не недостатком способностей, а недостатком приложенных усилий. Такая позиция создаст условия для того, чтобы ученик прилагал больше усилий для достижения успехов в учебной деятельности и не окажет негативного влияния на самооценку ребенка, поскольку в тех случаях, когда взрослые (и учителя, и родители) постоянно подчеркивают недостатки ребенка, его неудачи, промахи, а успехи объясняют случайностью, у учащегося формируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

Однако чрезмерное захваливание ребенка, объяснение успехов ребенка его способностями, а неудач – случайным стечением обстоятельств, также имеют неблагоприятные последствия. В этом случае в самооценке ребенка младшего школьного возраста возникает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Такие дети, как правило, болезненно реагируют даже на мельчайшие замечания, не могут правильно отнестись к критике в свой адрес, отвечая на них грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями. Это явление получило в психологии название «аффект неадекватности».

При работе с детьми с неблагоприятными вариантами самооценок необходимо, прежде всего, помочь им добиться успеха, то есть помочь приобрести необходимые знания и навыки. Без этого никакая работа по преодолению отклонений в развитии самооценки, по ее укреплению не будет результативной.

Сама деятельность по развитию и коррекции самооценки должна быть направлена на раскрытие собственных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях. Этой цели может служить, прежде всего, работа по развитию интересов и способностей школьника, формирование у него представлений о собственных возможностях, самооценки способностей. Именно знание и уверенность в собственных способностях в той или иной области в наибольшей степени способствуют укреплению представлений подростка о себе, формированию положительной самооценки.

Развитию самооценки служит формирование у младших школьников умения правильно, по объективным критериям оценивать свой успех и неуспех. У учащихся с низкой самооценкой важно оценивать как успех даже малейшее продвижение, показывая им, что такого продвижения они добились благодаря собственным усилиям. При этом оцениваться должен действительно реальный успех, критерии которого должны показываться, а иногда и доказываться. Важно обучать детей анализу собственных успехов и неудач, сформировать их адекватные критерии.

Как уже было сказано, наиболее сложными для психологического и педагогического воздействия являются случаи аффекта неадекватности. Для их преодоления требуется найти такую область деятельности, которая была бы интересна ребенку, но не влияла на его самооценку. Надо помочь школьнику добиться реального успеха, разъясняя и объясняя ему, благодаря чему и как он добился успеха. Важно, чтобы успешность в данной области получила признание у сверстников, способствовала его популярности. Следует обратить особое внимание на распространение отношения к собственным успехам и неудачам в данной области на другие сферы.

Для формирования интереса к себе, развития чувства собственного достоинства необходимо развивать у школьников умение думать, говорить о себе, разбираться в своих переживаниях. Полезны регулярное проведение уроков психологии, групповые занятия, посвященные развитию «Я», формированию представления о себе как о личности, уверенности в себе и общению со сверстниками и взрослыми.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Требования к обязательному уровню усвоения содержания обучения
Тема: «Начальные геометрические сведения» Ученик должен знать: понятия отрезка, луча, угла; определение биссектрисы угла; определение и свойство смежных углов; определение и свойство вертикальных углов; определение перпендикулярных прямых. Ученик должен уметь: находить среди углов, обозначенных на ...

Понятие и сущность дидактических средств обучение математике в психолого – педагогической литературе
Дошкольное образование является неотъемлемой составной частью и первым звеном в единой системе непрерывного образования, где происходит становление основ личности. В соответствии с общепринятой возрастной периодизацией развития человека дошкольное детство охватывает период от рождения до 6 лет, ког ...

Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов
Ребенок усваивает звуки родного языка постепенно, начиная с более простых по артикуляции. Чем сложнее работа органов речедвигательного аппарата для произнесения звука, тем позднее ребенок его осваивает. Почти все дети к началу третьего года произносят ударные гласные и более простые по артикуляции ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru