Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Проведение занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста » Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста

Страница 1

В практической работе педагога-психолога с учащимися младшего школьного возраста чрезвычайно важно учитывать, что критерии самооценок в этот период еще очень не самостоятельны: школьники остро хотят знать, что о них думают окружающие – и сверстники, и взрослые. Как правило, прослеживается следующая закономерность: чем выше успеваемость ребенка в школе, тем, как правило, выше его самооценка. В связи с этим, можно сделать вывод, что педагоги играют первостепенную роль в развитии самооценки подростков.

Учителям необходимо в полной мере осознавать этот факт и учитывать его в общении с младшими школьниками. В частности, для формирования у них правильной самооценки учителю необходимо объяснять удачи ребенка его способностями, а неудачи – не недостатком способностей, а недостатком приложенных усилий. Такая позиция создаст условия для того, чтобы ученик прилагал больше усилий для достижения успехов в учебной деятельности и не окажет негативного влияния на самооценку ребенка, поскольку в тех случаях, когда взрослые (и учителя, и родители) постоянно подчеркивают недостатки ребенка, его неудачи, промахи, а успехи объясняют случайностью, у учащегося формируется низкая самооценка, препятствующая нормальному развитию.

Однако чрезмерное захваливание ребенка, объяснение успехов ребенка его способностями, а неудач – случайным стечением обстоятельств, также имеют неблагоприятные последствия. В этом случае в самооценке ребенка младшего школьного возраста возникает конфликт между очень высокими притязаниями и сильной неуверенностью в себе. Такие дети, как правило, болезненно реагируют даже на мельчайшие замечания, не могут правильно отнестись к критике в свой адрес, отвечая на них грубостью, плачем, другими острыми отрицательными эмоциональными реакциями. Это явление получило в психологии название «аффект неадекватности».

При работе с детьми с неблагоприятными вариантами самооценок необходимо, прежде всего, помочь им добиться успеха, то есть помочь приобрести необходимые знания и навыки. Без этого никакая работа по преодолению отклонений в развитии самооценки, по ее укреплению не будет результативной.

Сама деятельность по развитию и коррекции самооценки должна быть направлена на раскрытие собственных возможностей подростка, создание внутренних критериев самооценки, базирующихся на его реальных и потенциальных достижениях. Этой цели может служить, прежде всего, работа по развитию интересов и способностей школьника, формирование у него представлений о собственных возможностях, самооценки способностей. Именно знание и уверенность в собственных способностях в той или иной области в наибольшей степени способствуют укреплению представлений подростка о себе, формированию положительной самооценки.

Развитию самооценки служит формирование у младших школьников умения правильно, по объективным критериям оценивать свой успех и неуспех. У учащихся с низкой самооценкой важно оценивать как успех даже малейшее продвижение, показывая им, что такого продвижения они добились благодаря собственным усилиям. При этом оцениваться должен действительно реальный успех, критерии которого должны показываться, а иногда и доказываться. Важно обучать детей анализу собственных успехов и неудач, сформировать их адекватные критерии.

Как уже было сказано, наиболее сложными для психологического и педагогического воздействия являются случаи аффекта неадекватности. Для их преодоления требуется найти такую область деятельности, которая была бы интересна ребенку, но не влияла на его самооценку. Надо помочь школьнику добиться реального успеха, разъясняя и объясняя ему, благодаря чему и как он добился успеха. Важно, чтобы успешность в данной области получила признание у сверстников, способствовала его популярности. Следует обратить особое внимание на распространение отношения к собственным успехам и неудачам в данной области на другие сферы.

Для формирования интереса к себе, развития чувства собственного достоинства необходимо развивать у школьников умение думать, говорить о себе, разбираться в своих переживаниях. Полезны регулярное проведение уроков психологии, групповые занятия, посвященные развитию «Я», формированию представления о себе как о личности, уверенности в себе и общению со сверстниками и взрослыми.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Описание рабочего места мастера и учащегося
Помещения для учебно-мастерских, их планировка и оснащение, особенности организации и учебно-производственной деятельности учебных мастерских для различных профессий, естественно различны. Различны и конкретные конструктивные варианты организации и оснащённости учебных мастерских. Они во многом опр ...

Организация компьютерного тестирования как основной формы контроля сформированности грамматических навыков
Что касается XXI века наблюдается повышенный интерес к проблеме компьютерного тестирования как основной формы объективного контроля знаний, умений и навыков обучаемых и одного из способов повышения качества образования. Повышение информативности теста – путь наиболее эффективный и реализуется за сч ...

Реализация содержательных компонентов технологии игрового обучения на уроке литературы. Тайны поэмы «Мертвые души»
Цель урока: используя содержательные компоненты игрового обучения, помочь учащимся увидеть смысл и идею поэмы. В ходе урока могут быть предложены следующие вопросы и задания. Учитель: Что отличает Н.В.Гоголя от тех писателей, с которыми мы познакомились? Учащиеся: Прежде всего то, что Гоголь был гл ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru