Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста

Педагогика и воспитание » Проведение занятий по психологии с детьми младшего школьного возраста » Методические средства и приемы преподавания психологии, приемлемые для младшего школьного возраста

Страница 2

Такие занятия, сочетающие в себе теоретические знания по психологии, прежде всего психологии «Я», психологии личности, с элементами тренинга – упражнениями, выполнением отдельных заданий и т.п., открывают пути самопознания, позволяют приобрести навыки и средства самовыражения и позволяют тут же реализовать их в активных формах поведения.

Принципиально важным для действенности и тренинговой работы и занятий психологии являются, по мнению А.М. Прихожан, «обеспечение практики реализации новых навыков и умений в реальной жизни, помощь и поддержка со стороны психолога за пределами обучающей ситуации». С этой целью, в частности, можно использовать домашнее задание, выполнение которых школьник должен был бы анализировать в личном дневнике и которые «проверялись» бы в ходе специального обсуждения на уроке.

При организации психологических занятий для младших школьников необходимо соблюдать следующие принципы:

– обеспечение возможности для ребенка получить и расширить опыт личностно-ориентированного взаимодействия, когда каждый участник ощущает собственную значимость, уникальность;

– создание условий для формирования адекватного образа «Я» и самооценки, предоставления возможности реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившимся опыте;

– уводить от возможности формирования неадекватных компенсаторных защит, искажающих образ «Я» и способствующих наработке компенсаторных моделей поведения и эмоционального реагирования.

Задача психолога заключается в научении ребенка способам самоанализа поиску причин неудач в проектировании вариантов решения конкретной проблемы.

Структура психологических занятий с младшими школьниками должна выстраиваться в соответствии с тремя названными аспектами:

– рефлексивный – предполагает получение информации средствами самоанализа, самонаблюдения, самооценивания;

– «отражательный» – означает получение информации от других людей через обратную связь;

– «научный» – посредством специальных диагностических методик.

При этом каждое занятие должно быть посвящено конкретной теме. Например: «Развитие уверенности в себе и коррекция агрессивных манер поведения»; «Методы преодоления стрессовых ситуаций и развитие эмоциональной устойчивости».

Таким образом, в работе педагога-психолога с детьми младшего школьного возраста необходимо способствовать формированию у детей адекватной самооценки, предупреждать возникновение «аффекта неадекватности». Структура психологических занятий строиться с учетом рефлексивного, отражательного и научного аспектов.

Гипотезу курсовой работы считаем доказанной: занятия по психологии являются одним из способов развития познавательного и личностного потенциала учащихся начальной школы, а также условием успешной адаптации детей при поступлении в первый класс; их использование требует знания соответствующей методики проведения.

Задача педагога-психолога в начальной школе состоит в реализации личностных развивающих программ, способных помочь детям успешно пройти адаптацию к начальной школе, осознать свои силы и индивидуальность. Наиболее эффективно реализуются эти программы в групповых формах работы.

Младший школьник открывает значение новой социальной позиции – позиции школьника. Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (появляется смысловая ориентировочная основа поступка). В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.

На протяжении младшего школьного возраста нарастает организованность в эмоциональном поведении ребенка. У первоклассников активно развивается сенсорно-перцептивная сфера, наглядно-образное мышление. Во 2 классе начинает формироваться словесно-логическое мышление, внутренний план действий. К концу младшего школьного возраста формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, настойчивость, выдержка.

При разработке содержания психологических занятий основное внимание нами было уделено: сопровождению процесса адаптации первоклассников к условиям начальной школы; развитию личностного и творческого потенциала младших школьников с целью их

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Выявление уровня развития мыслительных операций у старших дошкольников
Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития мыслительных операций у детей контрольной и экспериментальной групп. Для выявления уровня развития мыслительных операций нами использовались: Методика Р.С. Немова; Методика Н.А. Бернштейна; Методика «Четвертый лишний». Диагностика по мето ...

Диагностика одаренности как многоуровневая система
В психологии проблема диагностики одаренности традиционно рассматривается на двух уровнях: теоретическом и методическом (психометрическом). Естественно, что подобная точка зрения утвердилась и в педагогической практике. Условно эти уровни можно обозначить как "теоретический" и "метод ...

Формирование понятия многокультурного и поликультурного общества у младших школьников
Существуют два основных противоречия между множественным характером многокультурной образовательной среды и единичным субъектом образования – учащимся. 1. Противоречивость между усвоением различных знаний-источников информации разных культур (поликультурное знание) одним и тем же учащимся. 2. Проти ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru