Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии

Педагогика и воспитание » Способность к рефлексии как результат реализации программ развивающего обучения » Ограничения практики развивающего обучения относительно формирования рефлексии

Страница 2

Общим принципом, задающим способ работы, была переходность или поляризованность. Действие ребенка с самого начала строилось как различение и переход от подготовки ( тренировки) к реализации( выполнению).

Предъявление «черновых» форм действия осуществлялось несколькими методическими приемами

1 Разделение «мест» подготовки и реализации

а. В тетради ученика ;

б. В подготовке класса ( общая доска и маленькие доски для групп; доска и тетрадь)

в. В пространстве класса, через введение специального «места» средств – стола «помощников», в его противопоставлении другому столу – заданий.

2. противопоставление иерархии самих средств ( на столе помощников находились разные средства выполнения заданий, как учебнодеятельностные схемы, так и «традиционные» предметы –заместители, правила и алгоритмы ).

3. Противопоставление своего и обращенного к другому (общественного) действия( учитель мог спросить :" что из того что ты сделал - для меня, на оценку" )

4. Разделение функциональных мест для средств подготовки и для выполнения подчинялся и учебный план, в котором различались теоретические и прикладные предметы "математика" - "счет" и "русский" - "письмо"(это разделение было характерно для первого класса, начиная со второго класса вводились разные организационно управленческие формы работы "урок" и "занятие".

Разделение в тетради заключалось в отделении ученикам тренировочной части-черновика от той части, которая предназначалась для предъявления, чистовика. Ученик имел право в любом месте тетради переходить от тренировки к выполнению и обратно, обозначив этот переход чертой.

Доска разделялась на две половины по такому же принципу: "доска сомнений" и "место на оценку".

Затем были введены, кроме одной большой обшеклассной доски четыре маленьких, которые располагались в разных местах в классе. На этих досках дети отрабатывали навыки, записывали свои версии решений и обсуждали их с другими детьми. Таким образом были выделены пространства пробы.

В классе так же находились стол заданий и стол помощников, на которых располагались схемы, модели, алгоритмы действия, предметный материал, все то, что может помочь ребенку.

Кроме того, вводилось разделение урок-занятие по предметам "математика" и "русский язык". Это разные типы организации взаимодействия ученика и учителя.

- на уроке действие каждого осуществляется для всех. Это форма коллективного общественного действия. На занятиях возможное действие должно быть превращено в действие каждого. Занятие завершается выполнением действия каждым учеником;

- на уроке учитель является организатором,инициатором и руководителем детских действий. На занятии он должен стать экспертом и консультантом, работающим (консультирующим ) по инициативе ученика.

- Урок представляется нам как место постановки учебной задачи, где происходит выделение общего способа, введение и понимание детьми принципов моделирования. На занятиях разворачивается работа по освоению операций, входящих в состав введенного на уроке способа действия.

Подобная организация работы ребенка позволяла сделать ещё один ход на развитие рефлексии, хотя цели проекта были несколько иными. При поляризации подготовка-реализация ребенок начинает выделять, проблемные места, выносить их в отдельное пространство, работать с ними. Кроме того, дети постоянно дискутировали друг с другом и с учителем по поводу своих версий решения.

Исследование проводилось с помощью методики Н.Г.Алексеева «Достижение цели – преодоление препятствия». Методика представляет собой три серии одинаковых заданий с вопросами. Предполагается, что ребенок с каждым разом будет совершенствоваться и в последний раз задание будет выполнено успешно.

Ребенку дается лист бумаги с картинкой и следующее задание: соединить две точки при этом, не пересекая поперечной линии, не выходя за края листа, не отрывая ручки от бумаги.

Как правило, выполнение задания движется по следующей схеме. Сначала испытуемые концентрируют внимание на обхождении препятствия, при этом либо подключается помощь рук, либо запоминается расположение линии на листе, либо карандаш ведется просто интуитивно, наугад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Основные направления логопедической работы по коррекции аграмматической дисграфии
Методика направлена на преодоление аграмматизмов на письме, которые проявляются в нарушениях морфологических и синтаксических конструкций. Формирование умения согласования различных частей речи в числе Детям предлагается выполнить следующие задания: -Закончить предложения, изменяя множественное чис ...

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определе ...

Математический вечер, как одна из форм внеклассной работы по математике
Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно являются заключительным этапом при проведении тематической недели. Хотя может проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы. В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных к ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru