Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
•Новые знания наиболее эффективно усваиваются дошкольниками в том случае, когда дети сначала овладевают ими путём выполнения активных познавательных и исполнительных действий во внешне-двигательной предметной форме.
•Развитая двигательная исследовательская* активность детей в окружающем мире и знакомство их с разнообразными явлениями обеспечивают формирование широкой мотивационной: основы для познавательной деятельности, а так же богатство представлений и разнообразие умственных действий.
•Тонкие ручные действия способствуют более эффективному развитию интеллекта дошкольника.
•Задачи Ж. Пиаже, используемые для диагностики уровня интеллектуального развития детей, начинают решаться детьми первоначально в предметно-практической форме и лишь вслед за этим превращаются в умственные интеллектуальные действия.
•Развитие произвольности поведения и волевые качества у дошкольника первоначально формируются в совместных с другими людьми предметно-практических действиях.
Обобщая результаты исследований, посвященных взаимосвязи двигательного и психического развития, показателей умственного развития и физической подготовленности, а так же показателей умственной и физической работоспособности можно заключить:
- двигательное и психическое развитие детей в дошкольные годы происходит в тесном взаимодействии;
- показатели физического состояния оказывают доминирующее влияние на процесс умственного развития ребёнка;
- в дошкольном и младшем школьном возрасте усиливается взаимосвязь основных показателей умственного развития с показателями физической подготовленности;
- целенаправленное использование средств физического воспитания способно повысить уровень развития психических процессов, лежащих в основе умственного развития;
- избирательные соответствия средств физического воспитания и показателей умственного развития необходимо рассматривать как теоретическую предпосылку методики физического воспитания, интегрирующих умственное и двигательное развитие дошкольников.
Давно замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью « .нельзя одновременно сосредоточиться на какой-либо мысли и в это время энергично колоть дрова. Всякая мысль вызывает как бы столбняк, оцепенение и по самой своей природе парализует и приостанавливает движение».
Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент .
Таким образом, в физическом упражнении, сочетающем два компонента-двигательное действие и упражнение, направленное на развитие умственной сферы ребёнка (дидактической игры), сложность одного компонента будет зависеть от сложности, объёма и интенсивности другого компонента.
Из этого следует, что упражнения повышенной сложности, направленные на развитие умственной сферы ребёнка, включаются тогда, когда физические упражнения не требуют значительных мышечных напряжений: основные виды движений (на стадии закрепления и дальнейшего совершенствования), общеразвивающие упражнения (ОРУ), построения и перестроения, элементы спортивных игр, игры средней и малой подвижности (таблица 8). Сочетание упражнений, направленных на развитие умственной сферы ребёнка, с двигательными действиями может быть организовано следующим образом:
1. Синхронно (выполнение дидактической игры или её элемента по ходу выполнения двигательного действия, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки).
2. Последовательно:
а)дидактическая игра или задание предшествуют выполнению двигательного действия;
б)дидактическая игра выполняется по завершении двигательного действия.
Под дидактическими (обучающими) понимаются специально создаваемые, или приспособленные для целей обучения, игры. Особая роль дидактической игры в учебном процессе определяется тем, что решение обучающей задачи является для ребёнка «побочным продуктом деятельности», в то время как главный интерес представляют игровые (в частности двигательные) действия. Игровое двигательное действие делает процесс обучения интересным, эмоциональным; действенным, побуждая ребёнка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания в непринуждённой форме.
Это интересно:
Приемы, методы, технологии обучения в школе VIII вида
При планировании уроков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида опираются на разработанную систему принципов коррекционно-развивающего сопровождения: Принцип динамичности восприятия; Принцип продуктивности обработки информации; Принцип развития и коррекции высших психическ ...
Виды, формы и методы контроля знаний
Контроль бывает разных видов, и может осуществляться с помощью разных методов, являясь важным структурным компонентом процесса обучения. В соответствии с принципом систематичности, последовательности и прочности обучения, он осуществляется в течение всего учебного года. Этим обусловливается различн ...
Роль дидактических игр в процессе математического развития
детей дошкольного возраста
Среди разнообразных игр особое значение для детей дошкольного возраста имеют дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально созданные взрослыми в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в тоже время в ...