Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Общие вопросы физического и умственного воспитания дошкольников

Страница 2

Идея вечности человеческой Души - вместилища Разума нашла своё отражение и в педагогике. Этим можно объяснить преобладание предметов умственной направленности. Ведь ум, по выражению Платона, является «кормчим души» .Тогда как «бренному телу» в системе образования отведено весьма скромное место. Возрастание объёма научной и технической информации, увеличение доли умственного труда- во всех профессиях и предъявление новых требований к характеру мыслительной деятельности на современном производстве вызвали дальнейшее усиление внимания к умственному воспитанию подрастающего поколения и спровоцировали преобладание в учебном процессе предметов умственной направленности.

Со времён П.Ф. Лесгафта, отмечавшего, что в школах занимаются исключительно умственным развитием ребёнка и не обращают никакого внимания на его физическое развитие, произошли изменения, которые можноохарактеризовать как незначительные. В трудах П.Ф. Каптерева находим обоснование данной ситуации: «Народ силён ныне не числом, не мускулами, а умом, талантами, ныне нужны духовные богатыри, а не Самсоны и Геркулесы».

Харламов И.Ф. считает умственное воспитание ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности. Благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал богатства материальной и духовной культуры. Следовательно, в качестве «сердцевины» формирования учащихся должно выступать развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности.

П.Ф. Лесгафтом по этому поводу было замечено, что « .как одностороннее физическое развитие приводит только к проявлению деятельности, недостаточно умственно проверенной и направленной, так и одностороннее развитие умственное непременно связано с недостатком объективной проверки, и поэтому в частностях умственный труд остаётся часто не выясненным». А Жан-Жак Руссо писал: «Жалкое заблуждение — воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно всегда направляться другое!» .

Разрыв умственного и физического воспитания наблюдается и при анализе современных образовательных программ для дошкольников .Так образовательные программы «Одарённый ребёнок»; «Развитие» (разработанные авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера и О.М.Дьяченко) нацелены на преимущественное развитие умственных и художественных способностей детей. Раздел «Физическое воспитание» в данных программах полностью отсутствует.

В программах:

- «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой);

- «Истоки» (разработка центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца);

- «Детство» (разработка кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена);

- «Из детства в отрочество» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой), - физическому воспитанию главным* образом отводится роль оздоровительного компонента.

Таким образом, можно отметить, что традиционно в педагогике принято ориентироваться на «идеальную» цель воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Тем не менее, однозначного определения данного понятия и способов реализации его содержания до сих пор не существует.

Большинство авторов считает, что всестороннее и гармоничное развитие личности достигается путём реализации в тесном единстве различных направлений воспитания: умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического. Однако на практике каждое направление воспитания реализуется изолированно от других направлений, имеет свои специфические задачи и средства их решения. Единство умственного и-физического воспитания, являющееся ядром идеи о гармонично развитой личности на протяжении длительного времени носит декларативный характер и на практике не осуществляется.

Физическое воспитание, изначально являясь средством военно- прикладной подготовки, в настоящее время в лучшем случае рассматривается как оздоровительный фактор, а приоритетным считается воспитание умственное.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Это интересно:

Специфика учебной мотивации студента
На формирование учебной мотивации студента вуза ведущую роль оказывает влияние наличие следующих факторов, которые можно систематизировать по двум группам: 1. Социально-психологические факторы: макросредовые (общегосударственные, регионально-этнические), микросредовые (факторы семьи, Вуза, обществе ...

Формирование светской парадигмы образования
Приведенные здесь описания формирования образования касается западноевропейского мира, так как на востоке образование имеет другую традицию. Нужно сказать, что характеристики светского образования в Новое время отличаются от современного. Новая социокультурные условия периода Возрождения породили г ...

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах
Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru