Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Идея вечности человеческой Души - вместилища Разума нашла своё отражение и в педагогике. Этим можно объяснить преобладание предметов умственной направленности. Ведь ум, по выражению Платона, является «кормчим души» .Тогда как «бренному телу» в системе образования отведено весьма скромное место. Возрастание объёма научной и технической информации, увеличение доли умственного труда- во всех профессиях и предъявление новых требований к характеру мыслительной деятельности на современном производстве вызвали дальнейшее усиление внимания к умственному воспитанию подрастающего поколения и спровоцировали преобладание в учебном процессе предметов умственной направленности.
Со времён П.Ф. Лесгафта, отмечавшего, что в школах занимаются исключительно умственным развитием ребёнка и не обращают никакого внимания на его физическое развитие, произошли изменения, которые можноохарактеризовать как незначительные. В трудах П.Ф. Каптерева находим обоснование данной ситуации: «Народ силён ныне не числом, не мускулами, а умом, талантами, ныне нужны духовные богатыри, а не Самсоны и Геркулесы».
Харламов И.Ф. считает умственное воспитание ключевой проблемой в процессе всестороннего и гармоничного развития личности. Благодаря уму человек выделился из животного мира как общественное существо, создал богатства материальной и духовной культуры. Следовательно, в качестве «сердцевины» формирования учащихся должно выступать развитие пытливости, овладение знаниями, совершенствование мышления, памяти и сообразительности.
П.Ф. Лесгафтом по этому поводу было замечено, что « .как одностороннее физическое развитие приводит только к проявлению деятельности, недостаточно умственно проверенной и направленной, так и одностороннее развитие умственное непременно связано с недостатком объективной проверки, и поэтому в частностях умственный труд остаётся часто не выясненным». А Жан-Жак Руссо писал: «Жалкое заблуждение — воображать, что телесные упражнения вредят умственным занятиям! Как будто эти два дела не должны идти рядом, как будто одним не должно всегда направляться другое!» .
Разрыв умственного и физического воспитания наблюдается и при анализе современных образовательных программ для дошкольников .Так образовательные программы «Одарённый ребёнок»; «Развитие» (разработанные авторским коллективом под руководством Л.А.Венгера и О.М.Дьяченко) нацелены на преимущественное развитие умственных и художественных способностей детей. Раздел «Физическое воспитание» в данных программах полностью отсутствует.
В программах:
- «Радуга» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой);
- «Истоки» (разработка центра «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца);
- «Детство» (разработка кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена);
- «Из детства в отрочество» (авторский коллектив под руководством Т.Н. Дороновой), - физическому воспитанию главным* образом отводится роль оздоровительного компонента.
Таким образом, можно отметить, что традиционно в педагогике принято ориентироваться на «идеальную» цель воспитания — формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Тем не менее, однозначного определения данного понятия и способов реализации его содержания до сих пор не существует.
Большинство авторов считает, что всестороннее и гармоничное развитие личности достигается путём реализации в тесном единстве различных направлений воспитания: умственного, нравственного, трудового, эстетического и физического. Однако на практике каждое направление воспитания реализуется изолированно от других направлений, имеет свои специфические задачи и средства их решения. Единство умственного и-физического воспитания, являющееся ядром идеи о гармонично развитой личности на протяжении длительного времени носит декларативный характер и на практике не осуществляется.
Физическое воспитание, изначально являясь средством военно- прикладной подготовки, в настоящее время в лучшем случае рассматривается как оздоровительный фактор, а приоритетным считается воспитание умственное.
Это интересно:
Формирование умения самостоятельно умываться и приводить себя в порядок
Чаще всего возложить на ребенка всю ответственность за умывание и соблюдение личной гигиены оказывается возможным только после 5 лет, то есть, в последние годы его пребывания в детском саду или в первый год учебы в школе. А раньше - ему без вас не обойтись, не только потому, что вы должны быть увер ...
Роль семьи и условия семейного воспитания
“Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.” Велика роль с ...
Антропометрические методы исследования
Соматометрия Измерялась длина тела (рост, стоя), окружность грудной клетки и вес тела. Известно, что длина тела является одним из важнейших признаков, характеризующих состояние пластических процессов в организме ребенка. Этот показатель измерялся с помощью станкового деревянного ростомера. Измерени ...