Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Проблемы реализации религиозной, национальной, культурной идентичности учащихся

Педагогика и воспитание » Взаимодействие светского и религиозного образования » Проблемы реализации религиозной, национальной, культурной идентичности учащихся

Страница 1

Целостная социализация предполагает освоение учащимися национального и мирового культурного наследия. Основанием любой культуры являются религиозные ценности, понятия, миропонимание, то есть религиозная культура, без которой не возможна адекватная социализация.

Одним из наиболее важных аргументов преподавания знаний о религии является культурная и национальная идентичность. В этом пункте я попытаюсь определить значение указанных видов идентичности, современное состояние этой области, ее значение в обществе и образовании, а также к чему приводит стирание самоидентичности нации.

И.В. Понкин определяет национально-культурную идентичность как “сопровождаемый стереотипизацией поведения и ощущением комплиментарнсоти психологический процесс личностной и групповой самоидентификации в качестве принадлежащего к устойчивой, исторически сложившейся национальной группе и присущей ей национальной культуре”.

По его мнению, религиозная идентичность – “это психологический процесс личностной и групповой самоидентификации”, критерием и мотивом которой является принадлежность или предпочтительность “отношения к той или иной религии или представляющему ее религиозному объединению”.

Граждане России имеют право на свободное мировоззренческое самоопределение (части 1 и 2 статьи 13, части 1 и 3 статьи 29 Конституции РФ), на свободу совести (статья 28 Конституции РФ), на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44 Конституции РФ).

Пункт 8 раздела I Венской декларации и Программы действий от 25 июня 1993 г. устанавливает право народа на свободное определение своей культурной системы: “ .Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни”.

Право на национальную, культурную и религиозную идентичность – это важнейшая составная часть права на свободное мировоззренческое самоопределение и, как следствие, существенный признак светскости государства.

В августе 2001 г. независимый исследовательский центр РОМИР провел исследование общественного мнения, посвященное религиозной самоидентификации граждан нашей страны. Всего было опрошено 2000 человек. В результате опроса выяснилось, что с православием себя отождествляют 73,6% респондентов, 4% опрошенных заявили о своей приверженности к исламу. Менее 2% респондентов исповедуют другие ветви Христианства (в том числе католицизм и протестантизм) или принадлежат к другим конфессиям, 2,3% респондентов затруднились с религиозной самоидентификацией. Неверующими себя сочли 18,5% участников опроса.

Часто встречается явление переноса социологами и религиоведами своего личного отношения к той или иной религиозной организации на результат своей научной деятельности, подгоняя оценки количества верующих в России под нужный им вывод и делая безосновательные заявления о том, что “настоящих верующих в России ничтожно мало”, что, например, православных в России 8%, 4% или вообще 2%. Так Л. Андреева и Е. Элбакян в статье “Бродильный элемент русского православия” приводят следующие цифры: “приблизительно лишь 5% населения в настоящее время являются действительно православными верующими (то есть соблюдающие посты, регулярно причащающиеся и т. п.)”.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Формирование понятия многокультурного и поликультурного общества у младших школьников
Существуют два основных противоречия между множественным характером многокультурной образовательной среды и единичным субъектом образования – учащимся. 1. Противоречивость между усвоением различных знаний-источников информации разных культур (поликультурное знание) одним и тем же учащимся. 2. Проти ...

Анализ постановки проблемы в методической науке
Моделирование как учебное действие направлено на формирование умственных операций, необходимых для освоения правил построения и использования моделей в процессе научно-теоретического мышления. У.Е. Минтоном было обнаружено, что существенные признаки и связи, зафиксированные в модели, становятся наг ...

Содержание работы учителя по использованию средств массовой информации с целью формирования любознательности, организованности, положительного отношения к искусству
Перед опытно- экспериментальной работой, проводились внеклассные мероприятия на основе телевизионных передач, библиотечно-библиографические уроки, беседы с родителями и детьми, тестирования, анкетирования, классные часы. Эксперимент по использованию средств массовой информации в воспитании младших ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru