Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Целостная социализация предполагает освоение учащимися национального и мирового культурного наследия. Основанием любой культуры являются религиозные ценности, понятия, миропонимание, то есть религиозная культура, без которой не возможна адекватная социализация.
Одним из наиболее важных аргументов преподавания знаний о религии является культурная и национальная идентичность. В этом пункте я попытаюсь определить значение указанных видов идентичности, современное состояние этой области, ее значение в обществе и образовании, а также к чему приводит стирание самоидентичности нации.
И.В. Понкин определяет национально-культурную идентичность как “сопровождаемый стереотипизацией поведения и ощущением комплиментарнсоти психологический процесс личностной и групповой самоидентификации в качестве принадлежащего к устойчивой, исторически сложившейся национальной группе и присущей ей национальной культуре”.
По его мнению, религиозная идентичность – “это психологический процесс личностной и групповой самоидентификации”, критерием и мотивом которой является принадлежность или предпочтительность “отношения к той или иной религии или представляющему ее религиозному объединению”.
Граждане России имеют право на свободное мировоззренческое самоопределение (части 1 и 2 статьи 13, части 1 и 3 статьи 29 Конституции РФ), на свободу совести (статья 28 Конституции РФ), на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44 Конституции РФ).
Пункт 8 раздела I Венской декларации и Программы действий от 25 июня 1993 г. устанавливает право народа на свободное определение своей культурной системы: “ .Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни”.
Право на национальную, культурную и религиозную идентичность – это важнейшая составная часть права на свободное мировоззренческое самоопределение и, как следствие, существенный признак светскости государства.
В августе 2001 г. независимый исследовательский центр РОМИР провел исследование общественного мнения, посвященное религиозной самоидентификации граждан нашей страны. Всего было опрошено 2000 человек. В результате опроса выяснилось, что с православием себя отождествляют 73,6% респондентов, 4% опрошенных заявили о своей приверженности к исламу. Менее 2% респондентов исповедуют другие ветви Христианства (в том числе католицизм и протестантизм) или принадлежат к другим конфессиям, 2,3% респондентов затруднились с религиозной самоидентификацией. Неверующими себя сочли 18,5% участников опроса.
Часто встречается явление переноса социологами и религиоведами своего личного отношения к той или иной религиозной организации на результат своей научной деятельности, подгоняя оценки количества верующих в России под нужный им вывод и делая безосновательные заявления о том, что “настоящих верующих в России ничтожно мало”, что, например, православных в России 8%, 4% или вообще 2%. Так Л. Андреева и Е. Элбакян в статье “Бродильный элемент русского православия” приводят следующие цифры: “приблизительно лишь 5% населения в настоящее время являются действительно православными верующими (то есть соблюдающие посты, регулярно причащающиеся и т. п.)”.
Это интересно:
Процесс формирования коллектива
Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение – форма жизни коллектива, остановка – форма его смерти; вычленил этапы (стадии) развития коллектива. Стадии формирования коллектива. Становление коллектива: колл ...
История возникновения и развития педагогических законов и закономерностей
Педагогические знания идут из глубины веков, сначала как опыт, затем – как теоретические обобщения, в наши дни – как неопровержимо действующие закономерности и законы. В первобытном обществе человечество постепенно накапливало практические знания по обучению и воспитанию подрастающих поколений. Вид ...
Особенности организации разных видов занятий по физической культуре для
старшего дошкольного возраста
Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у ...