Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Целостная социализация предполагает освоение учащимися национального и мирового культурного наследия. Основанием любой культуры являются религиозные ценности, понятия, миропонимание, то есть религиозная культура, без которой не возможна адекватная социализация.
Одним из наиболее важных аргументов преподавания знаний о религии является культурная и национальная идентичность. В этом пункте я попытаюсь определить значение указанных видов идентичности, современное состояние этой области, ее значение в обществе и образовании, а также к чему приводит стирание самоидентичности нации.
И.В. Понкин определяет национально-культурную идентичность как “сопровождаемый стереотипизацией поведения и ощущением комплиментарнсоти психологический процесс личностной и групповой самоидентификации в качестве принадлежащего к устойчивой, исторически сложившейся национальной группе и присущей ей национальной культуре”.
По его мнению, религиозная идентичность – “это психологический процесс личностной и групповой самоидентификации”, критерием и мотивом которой является принадлежность или предпочтительность “отношения к той или иной религии или представляющему ее религиозному объединению”.
Граждане России имеют право на свободное мировоззренческое самоопределение (части 1 и 2 статьи 13, части 1 и 3 статьи 29 Конституции РФ), на свободу совести (статья 28 Конституции РФ), на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (часть 2 статьи 44 Конституции РФ).
Пункт 8 раздела I Венской декларации и Программы действий от 25 июня 1993 г. устанавливает право народа на свободное определение своей культурной системы: “ .Демократия основывается на свободно выраженной воле народа определять свои собственные политическую и культурную системы и на его полном участии во всех аспектах своей жизни”.
Право на национальную, культурную и религиозную идентичность – это важнейшая составная часть права на свободное мировоззренческое самоопределение и, как следствие, существенный признак светскости государства.
В августе 2001 г. независимый исследовательский центр РОМИР провел исследование общественного мнения, посвященное религиозной самоидентификации граждан нашей страны. Всего было опрошено 2000 человек. В результате опроса выяснилось, что с православием себя отождествляют 73,6% респондентов, 4% опрошенных заявили о своей приверженности к исламу. Менее 2% респондентов исповедуют другие ветви Христианства (в том числе католицизм и протестантизм) или принадлежат к другим конфессиям, 2,3% респондентов затруднились с религиозной самоидентификацией. Неверующими себя сочли 18,5% участников опроса.
Часто встречается явление переноса социологами и религиоведами своего личного отношения к той или иной религиозной организации на результат своей научной деятельности, подгоняя оценки количества верующих в России под нужный им вывод и делая безосновательные заявления о том, что “настоящих верующих в России ничтожно мало”, что, например, православных в России 8%, 4% или вообще 2%. Так Л. Андреева и Е. Элбакян в статье “Бродильный элемент русского православия” приводят следующие цифры: “приблизительно лишь 5% населения в настоящее время являются действительно православными верующими (то есть соблюдающие посты, регулярно причащающиеся и т. п.)”.
Это интересно:
Разработка комплекса коррекционно-развивающих упражнений
Экспериментальное исследование показало достаточно низкий уровень сформированности игровой деятельности у дошкольников 5-6 лет с общим недоразвитием речи. Для коррекции выявленных недостатков (несовершенство игровых действий, обеднённость сюжетов, отсутствие интереса к предметам - заменителям, край ...
Аналитическая функция методической службы
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей, на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое сост ...
Обучение школьников вопросам безопаснисти жизнедеяятельности
Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании. Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан с ...