Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Взаимодействие светского и религиозного образования

Педагогика и воспитание » Взаимодействие светского и религиозного образования

Современная ситуация в системе образования в России, проблемы в сфере взаимодействия светского и религиозного образования требуют серьезного теоретического анализа и принятия на его основе необходимых управленческих решений. Для целостной социализации будущих поколений необходимо формирование единого образовательного пространства, которое выражается в сотрудничестве всех институтов общества: государства, системы образования, семьи, церкви. Общество без духовных традиций не имеет будущего. Сохранение и поддержание социокультурных и духовных традиций общества- важнейшая задача общества. Сотрудничество двух моделей образования (государственной светской и частной религиозной) необходимо для разрешения кризиса всей современной системы образования. Ныне большая часть граждан Российской Федерации идентифицирует себя с православием (согласно опросу независимого исследовательского центра РОМИР в ноябре 2002 69,3 % назвали себя православными христианами), и, соответственно, выражают потребность в получении образования, адекватного их мировоззрению. Кроме того, религиозное образование в светской школе необходимо для реализации целостной социализации подрастающего поколения и соблюдения принципа культуросообразности, так как нравственные ценности православия явились ядром национального самосознания русского народа.

Светская концепция образования Нового времени заложила основы разрушения целостности образования, а значит и опасность потерять исконную цель образования – целостного человека как члена общества, которая стала реальностью XIX-XX веков. Данная концепция породила феномен отчуждения человека от общественного производства, от результатов собственного труда, гуманистических ценностей религиозной и народной культуры, привела к разрушению социально-психологической и нравственной целостности личности, так как образование целью узкоспециализированное включение в производство.

Современная система образования испытывает кризис в сфере воспитания учащихся, так как, ссылаясь на строгую наукоориентировнность и реализацию свободы совести в условиях поликультурного общества, она не дает целостной ориентации в соответствии с ее мировоззрением, религиозно-культурной идентичностью. Педагогическая традиция сознательно уходит от рассмотрения воспитательных аспектов формирования отношения к Богу, ближнему, проблемам души, нравственному идеалу. Поэтому появились проблемы обучения пониманию добра и зла, порока и добродетели, высокого и низкого и другим категориям.

Совокупность проблем, связанных с религиозным и светским образованием и их взаимоотношением, можно разделить на практические и теоретические.

Среди теоретических проблем существуют следующие:

1) переход от атеистической конфронтационной модели светскости в научном дискурсе к пониманию цивилизованной модели светскости в образовании;

2)восстановление единства и преемственности национальной и религиозной культуры, образовательной традиции, которая связана с атеистическим наследием в системе образования и его инерцией в сознании определенной части интеллигенции;

3)отсутствие общепризнанных определений терминов религиозного и светского образования и понятия светскости;

4)реализация демократического понимания свободы совести в системе образования;

5)отсутствие концепции интеграции знаний о религии в учебно-воспитательную деятельность современной светской школы.

Перечень практических проблем таков:

1) взаимодействие религиозного и светского типов образования в решении проблемы создания национальной системы образования;

2)религиозное образование было фактически уничтожено в советский период и его возрождение началось в 90-е гг. XX века, а значит появилась проблема формирования религиозной системы образования, адекватной национальным традициям, включенной в единое образовательное пространство и эффективно взаимодействующей с светским образованием;

3)проблема профилактики религиозного экстремизма и нетерпимости в коммуникации людей разных культур;

4)противодействие нетрадиционным религиозным организациям в сфере образования, поскольку они наполняют содержание образования не соответствующими национальной культуре и социальному запросу знаниями.

Для решения выявленных проблем необходимо выяснить философско-исторические, социальные, правовые, религиоведческие и педагогические аспекты взаимодействия двух видов образования.

Объект исследования.

Объектом моего исследования является сфера образование в светском и религиозном аспекта.

Образование является одной из духовных сфер культуры наряду с религией, наукой, литературой, СМИ и искусством. В Советском энциклопедическом словаре дается такое определение образования – это “процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимые условия подготовки человека к жизни и труду”. В преамбуле закона РФ “Об образовании” образование толкуется как “целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)”.

Предмет исследования.

Предметом моего исследования является формирование системы взаимоотношений религиозного и светского компонентов образования в российской системе образования.

Цель исследования.

Целью работы является исследование взаимодействия двух моделей традиций образования в историко-философском, правовом, социальном и культурологическом, религиоведческом и педагогическом аспектах.

Цель работы ставит следующие задачи:

1) раскрытие социокультурных условий формирования моделей светского и религиозного образования и их содержания;

2) выявление сущности и специфики понятий светского и религиозного образования;

3) анализ форм взаимодействия религиозного и светского компонентов образования.

Научная новизна состоит из следующих пунктов.

1.Выявлены социокультурные условия и содержание религиозного и светского типов образования. Наибольшее влияние на развитие данных типов образования оказали следующие условия:

развитие производительных сил;

религиозная культура и традиции;

положение Церкви в системе общественных институтов и характер процессов секуляризации;

формирование религиозного и научного типов рациональности;

потребность общества в социализации, которая соответствует его идеологии;

развитие общественной системы: формирование институтов, складывание общественных отношений.

2. Проведен системный анализ сущности светского и религиозного типов образования, раскрыта их специфика, заключающаяся в следующих положениях:

светское образование- это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, который учреждается, контролируется, обеспечивается и реализуется посредством органов государственной власти, местного самоуправления, частных лиц, общественных и религиозных организаций, имеет исключительно общественно значимое содержание, которое может включать другие типы образования, в том числе и религиозное;

религиозное образование- это целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый в интересах человека, семьи, общества, государства и религиозных организаций, который по организационно-правовой принадлежности реализуется в учреждениях государственной, муниципальной и конфессиональной систем образования, а также в семье, содержание которого основывается на конфессиональном мировоззрении и может включать светски блок знаний.

3. Выявлены цели и формы взаимодействия двух компонентов образования. Целями такого взаимодействия является:

формирование целостной личности (в сферах духовно-нравственной, социальных отношений, мировоззренческом и аксиологическом аспектах);

трансляция нравственных ценностей и формирование национально-культурного самосознания учащихся;

стабилизация общественных отношений, межэтнической и межконфессиональной коммуникации посредством сотрудничества общественных институтов, в том числе религиозных объединений;

взаимоусиление педагогического потенциала данных компонентов образования за счет сотрудничества педагогических традиций.

Взаимодействие осуществляется в следующих формах:

по признаку ступеней образования: начальное, общее среднее, высшее профессиональное:

по признаку содержания образовательных курсов: религиоведческое, теологическое, этноконфессиональное;

по признаку типа компонента образования: инвариантный (федеральный), вариативный (региональный), дополнительное образование.

4. Обоснована необходимость включения этноконфессиональной компоненты образования в системах светской школы, как форма взаимодействия светского и религиозного видов образования для целостной социализации и реализации права граждан на получение образования, адекватного культурным традициям общества.

Гипотеза исследования.

В основе исследования положена следующая гипотеза: необходимо включение этноконфессиональной компоненты образования в систему светской школы, как формы взаимодействия религиозного и светского видов образования для достижения целостной социализации и реализации права граждан на получение адекватного культурным традициям общества образования.

Методологическая основа исследования.

Методологической основой дипломной работы является совокупность взглядов, концепций, положений, выводов, содержащихся в работах отечественных и зарубежных представителей наук (философии, социологии, педагогики, культурологии) о сущности понятия религиозного и светского типов образования, социо-историческом и современном их существовании, значение двух типов образования как социокультурных феноменов и их взаимодействие как реализация свободы выбора личности в.

Степень изученности проблемы.

Принцип светскости, признаки религиозного образования и светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а также формы взаимодействия двух видов образования на сегодняшний день мало исследованы. Выделенные научные труды, наиболее полно исследующие указанные проблемы.

Правовые аспекты указанных темы и проблем рассматривает к.ю.н. И.В. Понкин в книге “Правовые основы светскости государства и образования”. Автор пользуется большим количеством международных и российских правовых документов, исследованиями зарубежных и российских ученых. Он дает понятия светскости, светскому государству и образованию, религиозному образованию, приводит обзор зарубежной законодательной базы религиозного образования в светских школах, светского характера государства, а также описывает российские реалии, касается вопроса культурной и религиозной идентификации общества. На мой взгляд, автор раскрыл правовые моменты данной проблемы, но не верно дал определение религиозному образованию. Книга содержит библиографию по проблеме светскости.

Наиболее точно определил сущность религиозного и светского видов образования к.п.н. И.В. Метлик в книге “Религия и образование в светской школе”. Автор описывает историческое развитие двух систем, влияние социального и политического положения Церкви на появление светскости и светского образования в западной и восточной цивилизациях.

Выяснению социальных причин образования, его характеристик посвящены статьи д.ф.н. А.Ж. Кусжановой “Исторические типы образования”. Автор проследила как историческая ситуация, способ производства ведут к изменению облика образования, определила сущностные характеристики образовательных практик в историческом процессе становления и изменения. Изменение свойств образовательных практик соотнесены с социально-историческим контекстом развития общества и на основе этого исследователь выявляла связи между образованием и обществом, государством и образованием, а также внутри самого образования. Социально-исторический анализ позволил автору выяснить и восстановить в истинном значении элементы образования, а также понять современные процессы в , дать им оценку, а значит и прогнозировать будущее развитие. А.Ж. Кусжанова пользуется фундаментальными философскими трудами (О. Шпенглер, К. Леви-Стросс, Аристотель, Платон, Г.В.Ф. Гегель и др.), педагогическими, социологическими, культурологическими работами. В работе явно выражена приверженность автора марксистской теории социально-исторического развития общества.

Другой работой является диссертация Т.П. Красновой “Российские ценности и воспитание старшеклассников”. Работа посвящена обоснованию ценности русской национальной культуры для современности вообще и для образования в частности. Возвращение к национальной культуре, по мнению автора, является единственным путем возрождения образования и российского общества.

“Православная педагогика” Е. Шестуна касается широкого спектра вопросов по данной теме, но это не позволяет автору подробно раскрыть многие проблемы. Его книгу можно было бы назвать “Основы правовой педагогики”. В работе приводится содержание двух концепций и их сравнение. Автор делает вывод, что единственный выход из кризиса образования дает православная концепция. В работе не приводятся проблемы и критика религиозного образования.

В этом разделе я постаралась исследовать парадигмы образования в историческом развитии. Исторический подход позволит мне выявить, условия, повлиявшие на формирование парадигм, характеристики светского и религиозного типов образования в их возникновении и развитии, соотнести их с социально-историческим контекстом развития общества. Полученные знания позволят понять связи между образованием и обществом, связи внутри образования, восстановить истинное значение его элементов , его природы, затемненное в педагогике, политике, социальном управлении бытующими представлениями. Сопоставляя полученные данные с современностью, можно увидеть назревшие проблемы, ошибки и возможные их решения.

Это интересно:

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru