Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах

Педагогика и воспитание » Взаимодействие светского и религиозного образования » Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах

Страница 1

Проблема религиозного образования подняла множество проблем, такие как: реализация принципа свободы совести, мысли и вероисповедания в многонациональном и многоконфессиональном демократическом государстве, отделение государства от церкви и церкви от государства, атеистические установки, пропагандируемые советской идеологией с детского сада, бессознательно руководят действиями людей, тщательно сформированные системой страхи, не соответствующие действительности стереотипы, клише мешают четко увидеть реальные нормальные отношения и сотрудничество трех институтов общества: государства, школы и религии. Прошлое страны мешает увидеть сущность и состояние проблемы, тенденции и перспективы сотрудничества общественных институтов. Страна перестала быть тоталитарной и атеистической и пытается стать демократической. Я полагаю, необходимо рассмотреть, как складываются отношения в этой области в демократических странах.

Правовая система демократических государств опирается на международное законодательство. Одной из основополагающих норм международного права является свобода мысли, совести, вероисповедания и религии. Я согласна с польским правоведом Ханной Сухоцкой, что данные свободы относятся к числу “абсолютных и неоспоримых свобод человека” вытекающих из самой природы человеческой личности и составляющих суть естественного права, которым человек обладает от рождения. Такие права не даются человеку ни обществом, ни государством, а должны быть лишь признаваемы государством и обеспечены правовой базой. Х.Сухоцка выделяет, по меньшей мере, четыре конкретных права, позволяющих реализовать правовую норму и категорию свободы мысли, совести, вероисповедания и религии, а именно:

1)право на исповедание религии;

2)право на проведение религиозных обрядов;

3)право на религиозное обучение;

4)право на организацию религиозных организаций.

По моему мнению, к перечисленным правам относится также право не исповедать никакой религии и получать соответствующее образование.

Таким образом, понятно, что религиозное образование составляет один из существенных элементов свободы совести и вероисповедания. О значимости религиозного образования говорится во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). В последнем перечисляются формы реализации свободы мысли, совести и вероисповедания. Признается право родителей (опекунов) на обеспечение религиозного и морального воспитания и образования в соответствии с их убеждениями. Х. Сухоцка полагает, что из положений Пакта вытекают следующие 2 требования перед государствами: “право на определение способа обеспечения религиозного воспитания должно принадлежать одним родителям; государство не обязано “напрямую”, “позитивным образом” гарантировать родителям это право, речь идет лишь об уважении их свободы в сфере обеспечения воспитания своих детей. Реализация последнего, по моему исследованию международного опыта, зависит от исторически сложившихся культурных традиций, вероисповедной структуры общества, концепции ценностей.

Международное законодательство часто носит универсальный характер и содержит лишь самые общие нормы права. Конкретные же модели реализации предписаний обеспечиваются государствами на местах. Местное законодательство зависит от традиций, политических и социальных условий. При ратификации международного документа государство берет на себя обязательство по разработке внутреннего права в соответствующем направлении. В данном случае государства минимум, что должны сделать – это создать условия для религиозного образования. При этом не нарушают международные нормы те государства, которые не отводят часов для религиозных дисциплин в общеобразовательной школе, если родители имеют в этом государстве возможность реализовать свое право в религиозных или частных школах. Исследователь Х. Сухоцка полагает, что “страна с государственной религией или же ориентированный на “атеизацию” общества режим, обе такие крайние формы не укладываются в вытекающий из пакта стандарт – минимум». Однако, на мой взгляд, такие государства не нарушают международные правовые нормы, если, во-первых, не существует дискриминации на религиозной почве или по причине инакомыслия и, во-вторых, граждане государств имеют возможность реализовать и исповедовать свои религиозные или иные мировоззренческие убеждения. Рассмотрим позиции и формулировки относительно свободы совести и религиозного образования. Конституция Норвегии (1814 г.) провозглашает принцип веротерпимости, вместе с тем называет евангелическо-лютеранскую конфессию официальной религией государства, принадлежащие к ней граждане должны стараться дать воспитание и обучение в данной традиции. В Конституции Дании (1953 г.) статус государственной религии имеет лютеранско-евангелическая церковь. Хотя в Конституциях этих стран прямо не говорится о религиозном образовании, но следствием провозглашения таких принципов в основном документе является разработка правовых основ в области религиозного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Научно-исследовательская деятельность как условие формирования экологической культуры школьников
Научно-исследовательская работа дает возможность развивать познавательную активность, творческие способности у учащихся, помогает формировать интерес к научному познанию, развивает мышление. Исследовательской работой учащиеся могут заниматься во внеурочное время. Так, например, для реализации форм ...

Изучение специфики труда воспитателя
Проведя наблюдение за работой воспитателя в первую и вторую половину дня, был составлен хронометраж его деятельности, который отражен в таблице. Хронометраж деятельности воспитателя Время Режимный процесс Деятельность воспитателя Деятельность помощника воспитателя Деятельность детей 6. 45 – 7.00 Пр ...

Рекомендации родителям по созданию благоприятных условий для развития личности детей с нарушениями слуха
Для организации адекватного воспитания детей с нарушениями слуха, достижения возможно полной социальной адаптации ребенка необходима организация единой комплексной работы педагога, психолога при обязательном участии родителей. Исходя из этого, мы разработали рекомендации родителям по созданию благо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru