Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах

Педагогика и воспитание » Взаимодействие светского и религиозного образования » Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах

Страница 1

Проблема религиозного образования подняла множество проблем, такие как: реализация принципа свободы совести, мысли и вероисповедания в многонациональном и многоконфессиональном демократическом государстве, отделение государства от церкви и церкви от государства, атеистические установки, пропагандируемые советской идеологией с детского сада, бессознательно руководят действиями людей, тщательно сформированные системой страхи, не соответствующие действительности стереотипы, клише мешают четко увидеть реальные нормальные отношения и сотрудничество трех институтов общества: государства, школы и религии. Прошлое страны мешает увидеть сущность и состояние проблемы, тенденции и перспективы сотрудничества общественных институтов. Страна перестала быть тоталитарной и атеистической и пытается стать демократической. Я полагаю, необходимо рассмотреть, как складываются отношения в этой области в демократических странах.

Правовая система демократических государств опирается на международное законодательство. Одной из основополагающих норм международного права является свобода мысли, совести, вероисповедания и религии. Я согласна с польским правоведом Ханной Сухоцкой, что данные свободы относятся к числу “абсолютных и неоспоримых свобод человека” вытекающих из самой природы человеческой личности и составляющих суть естественного права, которым человек обладает от рождения. Такие права не даются человеку ни обществом, ни государством, а должны быть лишь признаваемы государством и обеспечены правовой базой. Х.Сухоцка выделяет, по меньшей мере, четыре конкретных права, позволяющих реализовать правовую норму и категорию свободы мысли, совести, вероисповедания и религии, а именно:

1)право на исповедание религии;

2)право на проведение религиозных обрядов;

3)право на религиозное обучение;

4)право на организацию религиозных организаций.

По моему мнению, к перечисленным правам относится также право не исповедать никакой религии и получать соответствующее образование.

Таким образом, понятно, что религиозное образование составляет один из существенных элементов свободы совести и вероисповедания. О значимости религиозного образования говорится во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). В последнем перечисляются формы реализации свободы мысли, совести и вероисповедания. Признается право родителей (опекунов) на обеспечение религиозного и морального воспитания и образования в соответствии с их убеждениями. Х. Сухоцка полагает, что из положений Пакта вытекают следующие 2 требования перед государствами: “право на определение способа обеспечения религиозного воспитания должно принадлежать одним родителям; государство не обязано “напрямую”, “позитивным образом” гарантировать родителям это право, речь идет лишь об уважении их свободы в сфере обеспечения воспитания своих детей. Реализация последнего, по моему исследованию международного опыта, зависит от исторически сложившихся культурных традиций, вероисповедной структуры общества, концепции ценностей.

Международное законодательство часто носит универсальный характер и содержит лишь самые общие нормы права. Конкретные же модели реализации предписаний обеспечиваются государствами на местах. Местное законодательство зависит от традиций, политических и социальных условий. При ратификации международного документа государство берет на себя обязательство по разработке внутреннего права в соответствующем направлении. В данном случае государства минимум, что должны сделать – это создать условия для религиозного образования. При этом не нарушают международные нормы те государства, которые не отводят часов для религиозных дисциплин в общеобразовательной школе, если родители имеют в этом государстве возможность реализовать свое право в религиозных или частных школах. Исследователь Х. Сухоцка полагает, что “страна с государственной религией или же ориентированный на “атеизацию” общества режим, обе такие крайние формы не укладываются в вытекающий из пакта стандарт – минимум». Однако, на мой взгляд, такие государства не нарушают международные правовые нормы, если, во-первых, не существует дискриминации на религиозной почве или по причине инакомыслия и, во-вторых, граждане государств имеют возможность реализовать и исповедовать свои религиозные или иные мировоззренческие убеждения. Рассмотрим позиции и формулировки относительно свободы совести и религиозного образования. Конституция Норвегии (1814 г.) провозглашает принцип веротерпимости, вместе с тем называет евангелическо-лютеранскую конфессию официальной религией государства, принадлежащие к ней граждане должны стараться дать воспитание и обучение в данной традиции. В Конституции Дании (1953 г.) статус государственной религии имеет лютеранско-евангелическая церковь. Хотя в Конституциях этих стран прямо не говорится о религиозном образовании, но следствием провозглашения таких принципов в основном документе является разработка правовых основ в области религиозного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Понятие «игра»
В современной педагогической литературе определений понятию «игра» дается много. Так, например, П.И. Пидкасистый и Ж.С. Хайдаров дают следующее определение: «Игра есть то, что задумано и сделано; то, что есть, что думает и о чем думает субъект, когда он действительно увлечен этой деятельностью с не ...

Особенности организации кружка вязания в общеобразовательной школе
Практическая часть дипломной работы строится по принципу эксперимента. Автор, используя различные методы, показывает, как кружковые занятия по вязанию влияют на развитие индивидуальных возможностей детей. Занятия носили художественно-творческий характер, что, прежде всего, предполагает создание реб ...

Методы диагностики мотивационно – познавательного развития старших дошкольников
Цель диагностики – проверить сформированность мотивационно-познавательного развития старших дошкольников. Методика изучения и формирования познавательных интересов — вопрос в равной степени актуальный как для исследования проблемы, так и для практики обучения и воспитания. К методам исследования по ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru