Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах

Педагогика и воспитание » Взаимодействие светского и религиозного образования » Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах

Страница 1

Проблема религиозного образования подняла множество проблем, такие как: реализация принципа свободы совести, мысли и вероисповедания в многонациональном и многоконфессиональном демократическом государстве, отделение государства от церкви и церкви от государства, атеистические установки, пропагандируемые советской идеологией с детского сада, бессознательно руководят действиями людей, тщательно сформированные системой страхи, не соответствующие действительности стереотипы, клише мешают четко увидеть реальные нормальные отношения и сотрудничество трех институтов общества: государства, школы и религии. Прошлое страны мешает увидеть сущность и состояние проблемы, тенденции и перспективы сотрудничества общественных институтов. Страна перестала быть тоталитарной и атеистической и пытается стать демократической. Я полагаю, необходимо рассмотреть, как складываются отношения в этой области в демократических странах.

Правовая система демократических государств опирается на международное законодательство. Одной из основополагающих норм международного права является свобода мысли, совести, вероисповедания и религии. Я согласна с польским правоведом Ханной Сухоцкой, что данные свободы относятся к числу “абсолютных и неоспоримых свобод человека” вытекающих из самой природы человеческой личности и составляющих суть естественного права, которым человек обладает от рождения. Такие права не даются человеку ни обществом, ни государством, а должны быть лишь признаваемы государством и обеспечены правовой базой. Х.Сухоцка выделяет, по меньшей мере, четыре конкретных права, позволяющих реализовать правовую норму и категорию свободы мысли, совести, вероисповедания и религии, а именно:

1)право на исповедание религии;

2)право на проведение религиозных обрядов;

3)право на религиозное обучение;

4)право на организацию религиозных организаций.

По моему мнению, к перечисленным правам относится также право не исповедать никакой религии и получать соответствующее образование.

Таким образом, понятно, что религиозное образование составляет один из существенных элементов свободы совести и вероисповедания. О значимости религиозного образования говорится во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). В последнем перечисляются формы реализации свободы мысли, совести и вероисповедания. Признается право родителей (опекунов) на обеспечение религиозного и морального воспитания и образования в соответствии с их убеждениями. Х. Сухоцка полагает, что из положений Пакта вытекают следующие 2 требования перед государствами: “право на определение способа обеспечения религиозного воспитания должно принадлежать одним родителям; государство не обязано “напрямую”, “позитивным образом” гарантировать родителям это право, речь идет лишь об уважении их свободы в сфере обеспечения воспитания своих детей. Реализация последнего, по моему исследованию международного опыта, зависит от исторически сложившихся культурных традиций, вероисповедной структуры общества, концепции ценностей.

Международное законодательство часто носит универсальный характер и содержит лишь самые общие нормы права. Конкретные же модели реализации предписаний обеспечиваются государствами на местах. Местное законодательство зависит от традиций, политических и социальных условий. При ратификации международного документа государство берет на себя обязательство по разработке внутреннего права в соответствующем направлении. В данном случае государства минимум, что должны сделать – это создать условия для религиозного образования. При этом не нарушают международные нормы те государства, которые не отводят часов для религиозных дисциплин в общеобразовательной школе, если родители имеют в этом государстве возможность реализовать свое право в религиозных или частных школах. Исследователь Х. Сухоцка полагает, что “страна с государственной религией или же ориентированный на “атеизацию” общества режим, обе такие крайние формы не укладываются в вытекающий из пакта стандарт – минимум». Однако, на мой взгляд, такие государства не нарушают международные правовые нормы, если, во-первых, не существует дискриминации на религиозной почве или по причине инакомыслия и, во-вторых, граждане государств имеют возможность реализовать и исповедовать свои религиозные или иные мировоззренческие убеждения. Рассмотрим позиции и формулировки относительно свободы совести и религиозного образования. Конституция Норвегии (1814 г.) провозглашает принцип веротерпимости, вместе с тем называет евангелическо-лютеранскую конфессию официальной религией государства, принадлежащие к ней граждане должны стараться дать воспитание и обучение в данной традиции. В Конституции Дании (1953 г.) статус государственной религии имеет лютеранско-евангелическая церковь. Хотя в Конституциях этих стран прямо не говорится о религиозном образовании, но следствием провозглашения таких принципов в основном документе является разработка правовых основ в области религиозного образования.

Страницы: 1 2 3 4 5

Это интересно:

Анализ методик, направленных на развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
В отечественной логопедии существует достаточно большой теоретический, практический и методический материал, касающийся изучения и развития фонематического восприятия у дошкольников. Логопедическое обследование звуковой стороны речи и фонематического восприятия подробно и всесторонне описано в посо ...

Последипломное образование
Последипломное образование можно получить, но не во всех шведских вузах (их список см. на сайте Шведского Института www.si.se) Чтобы быть допущенным к последипломному образованию необходимо иметь диплом об окончании обучения, по крайней мере, по трёхгодичной программе. Существуют некоторые дополнит ...

Противоречия опыта гражданского воспитания школьников
Изучение состояния гражданского воспитания школьников позволило выявить ряд противоречий, которые остаются барьерами на пути создания системы воспитания российского гражданина. К этим «тематическим» противоречиям добавляются трудности общего характера: - узкая ранняя профилизация; - прагматизация с ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru