Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Использование методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса

Педагогика и воспитание » Использование педагогических методов в процессе музыкального воспитания школьника » Использование методов воспитания в учебно-воспитательном процессе с учащимися 5 класса

Страница 1

План-конспект урока музыки в 5 классе.

Тема четверти: Что было бы с музыкой, если бы не было литературы.

Тип урока: Урок углубление в тему.

Художественно-педагогическая задача: Познакомить с творчеством Г.Свиридова, формировать духовный мир детей на основе родной культуры.

Музыкальный материал: Г.Свиридов «Поэма памяти Сергея Есенина» №2 «Поет зима - аукает»; муз. М. Таривирдиев сл. Н. Добронравов «Маленький принц»; муз. Добрынин сл. Л. Дербенева «Хочу все знать».

Дополнительный материал: портрет Г. Свиридова, картинка зимы

Задачи, музыкальный материал.

Ход урока.

1.Организационный момент. Ввести детей в атмосферу урока.

2. Пение. «Маленький принц».

Муз. М.Таривердиев, сл. Н.Добронравова.

Познакомить детей с песней. Ввести в образ песни. Разучить первый куплет.

3.«Хочу все знать».

Эмоционально-образое исполнение песни.

4. Подведение итогов урока.

Проверить степень усвоения темы.

-Здравствуйте! Сегодня тема урока «Что было бы с музыкой, если бы не было литературы». Мы познакомимся с «Поэмой Сергея Есенина», созданной одним из ярких художников нашей современности Георгием Васильевичем Свиридовым. Особое значение в творчестве композитора имеет тема Родины. Творчество Свиридова крепкими узами связано с поэзией, как классикой, так и современной. Это – Пушкин и Лермонтов, поэты-декабристы и Некрасов, Бернс и Шекспир, Блок и Есенин, поэты нашего времени Твардовский, Исаковский. Поэзию композитор понимал глубоко и тонко. Он умеет подметить особенности индивидуальности каждого художника слова, а затем верно и ярко воплотить в музыке образы и настроения поэтического текста.

История возникновения «Поэмы памяти Сергея Есенина» началась с увлечения стихами Есенина. Отсюда возник замысел камерно-вокального цикла, реализовавшийся в «Поэму памяти Сергея Есенина». Эта поэма сочинялась композитором очень вдохновенно, с большим увлечением и была завершена (все десять номеров) в течение двух недель. А эпиграфом к поэме Свиридов взял такие Есенинские строки: …более всего

Любовь к родному краю

Меня томила,

Мучила и жгла.

Выделив в качестве основой темы, «любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы рисует и самого Есенина – большого и прекрасного русского поэта, «крестьянского сына» неразрывно связанного с народом, с землею, с Родиной-Русью.

Мы сегодня познакомимся с произведение, которое в «Поэме памяти Сергея Есенина» находится под №2 «Поет зима, аукает». Я сейчас прочитаю вам стихотворение Есенина «Поет зима, аукает ». послушайте внимательно и попробуйте представить картину зимней природы. (читаю стихотворение)

- Образ зимы очень ярко показан в стихотворении С.Есенина. Зима – это бескрайняя снежная равнина, и звон бубенцов мчащейся тройки, и завывание метели, и безмолвный, скованный морозом лес. Стихотворение Есенина передает различные звуки зимы, ее своеобразную музыку. На музыкальность образов указывают уже самые первые строки стихотворения: Поет зима, аукает

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Холод, метель, вьюга – все по-своему «поет, аукает», играет свою зимнюю симфонию суровому холоду, кажется заполнившему весь мир, противопоставлены «малым пташкам, прижавшимся у окна». Это – конкретный образ, живой и теплый, близкий чувствам самого поэта. Случайно ли, что, обращаясь к этому стихотворению, Г.Свиридов увидел в нем возможности именно хорового претворения.

Слушая музыку «Поэмы памяти Сергея Есенина» мы убеждаемся, как необходима для достоверной передачи образа эта хоровая разноголосица, в которой отчетливо выражены и шум ветра, и сила вьюги, и весь суровый, лишенный малейшего тепла зимний мир. А в партии оркестра так ярко и зримо передается непрерывное движение, кружение зимней метели.

- А сейчас послушайте внимательно произведение и попробуйте уловить тонкости Есенинской поэзии в музыке. (слушают)

- Следует заметить, что само слово «поэма» пришло из литературы.

- На сочинение «Поэмы памяти Сергея Есенина» Г.Свиридова вдохновили стихи С.Есенина, а другого советского композитора М.Таривердиева на создание замечательной песни «Маленький принц» вдохновила сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». В этой чудесной сказке повествуется о маленьком мальчике-принце далекой крошечной планеты, о его жизни, мечтах, и о том, как он однажды отправился в путешествие, посетил и нашу планету. Его путь стал не только путешествием во времени и пространстве; этот путь принес ему знание самых важных на свете вещей: что такое истинная любовь и истинная дружба, что такое ответственность за другое живое существо, и что именно все это составляет главное богатство жизни, а вовсе не деньги и не власть. Эта песня о мечтах человека, о возвышенных стремлениях.

- Послушайте внимательно песню и постарайтесь запомнить, о чем она. (исполняю)

Дети пересказывают содержание песни.

- А сейчас давайте разучим первый куплет. (разучиваю по фразам, затем соединяю куплет)

- Ребята, что бы создать хорошее настроение, я предлагаю вам вспомнить песню «Хочу все знать». Встаньте и постарайтесь исполнить ее радостно, ведь песня веселая, как на концерте. (исполняют песню)

-С творчеством какого композитора вы сегодня познакомились?

Г.В. Свиридова.

-Какое произведение он написал?

«Поэма памяти Сергея Есенина»

-Молодцы. Вы все сегодня работали хорошо!

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Наблюдение и анализ трудовых процессов
Наблюдая за организацией труда в старшей группе выявила следующее: в группе имеется уголок природы, в котором дети ухаживают за растениями и животными (аквариумными рыбками), в нем имеются необходимые инструменты: тряпочки, лейки, палочки для рыхления, сачок, корм для рыбок. в уголке для занятий пр ...

Пути повышения уровня знаний и мастерства воспитателей
Совершенствование профессионального мастерства должно стать необходимостью, насущной потребностью для каждого сотрудника детского сада. Ответственность всех за работу каждого должна сочетаться с ответственностью каждого перед коллективом за свою работу. Прежде всего, заведующая должна осуществлять ...

Организация работы по развитию межличностных взаимодействий
На формирующем этапе эксперимента была организованна серия игр на развитие межличностных взаимодействий, разработана тематика классных часов «Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается», «В мире добра и зла». Дети принимали активное участие в организованных играх, готовили материал для про ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru