Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Отдельную группу составляют конституции, декларирующие свободу совести, мысли и вероисповедания, но не конкретизирующие реализацию данных свобод. Так, в конституции Финляндии (1919 г.) говорится, что каждый гражданин имеет право на проведение религиозных обрядов публично или приватно, если это не противоречит действующему законодательству и добрым обычаям. В Голландии Конституция (1815 г.) декларирует свободу религиозных убеждений, в той мере, в которой они не нарушают право. Итальянская Конституция (1946 г.) гарантирует право исповедать религиозные убеждения индивидуально или коллективно, если их пропагандирование, если подобные действия не противоречат “добрым обычаям”.
Существует много конституций, которые к основной черте свободы совести относят право на религиозное образование. Статьи по этому вопросу находятся не в разделе, посвященном свободе совести и вероисповедания, а в разделе по образованию. К таким относятся конституции Исландии, Кипра, Греции, Германии, Бельгии.
Конституция Греции (1975 г.) гарантирует свободу совести всем гражданам, а также ставит целью образования и задачей государства развитие религиозного и морального сознания греков, воспитание в них ответственности. Конституция Бельгии (1831 г., с позднейшими изменениями) гарантирует свободу религиозного культа, свободу проявления взглядов, свободу обучения. Последний вид свободы означает отсутствие монополии государства в данной области и правовую возможность создания частных образовательных учреждений, в том числе и религиозных. Обновленная в 1988 г. Конституция уточняет в статье 7, что все подлежащие обучению имеют право на моральное и религиозное образование за счет общества. Подобное обучение может происходить как в публичных школах, так и в религиозных. Публичные школы, подчеркивает законодатель, обязаны обеспечить возможность выбора между “признанными религиями” (Religions Reconnues) и обучением религиозной морали. Гражданин государства, практикующий одну из признаваемых государством религий, имеет право на индивидуальное “освобождение”.
Конституция Германии (1949 г.) дает более однозначное и детальное понимание рассматриваемых вопросов. Гарантируя свободу совести, вероисповедания и исполнения религиозных обрядов, свободу религиозных и мировоззренческих убеждений, законодатель в документе выделяет в отдельные пункты проблемы религиозного образования, находящиеся в разделе о праве на образование. Согласно конституции, уполномоченные на воспитание лица имеют право на определение участия своего ребенка в обучении; в “общественных школах” (государственных и муниципальных) преподавание религии считается нормальным предметом учебной программы. Надзор за преподаванием религии осуществляется как государством, так и религиозными организациями. Учитель исключительно добровольно соглашается преподавать религиозную дисциплину.
Равноправное положение религиозного предмета с другими выражается в ряде требований, а именно:
1)отвести преподаванию религиозных дисциплин равноправное с другими предметами место в расписании, а не в начале или в конце учебного дня;
2)оценки за предмет ставят в журнал и в аттестат;
3)преподаватели религиозных дисциплин наравне с другими участвуют во всех школьных мероприятиях, в том числе в педагогических советах;
4)государственное финансирование;
5)сотрудничество между администрацией школы и религиозными организациями в определении содержания программы предмета по религии.
Таким образом, германская конституция интерпретирует принцип свободы совести и вероисповедания не как граница, за которую государство не вмешивается, а как обеспечение вполне доступных альтернатив и возможностей.
Это интересно:
Основные методы исследования в области физической культуры
и спорта
Область физического воспитания и спорта, в том числе и гимнастика, относится к педагогическим наукам, ее развитие во многом зависит от уровня развития таких наук, как педагогика, психология, социология, физиология, биология, математика, информатика и др. В связи с этим в исследованиях, проводимых п ...
Состояние изучаемой проблемы в теории и практике дошкольного воспитания
В современной педагогической практике наблюдается весьма противоречивая картина состояния обучения детей этого возраста связной речи. С одной стороны, во многих дошкольных образовательных учреждениях занижаются возможности детей от 4-х до 5-ти лет в овладении родным языком, обучение связной речи ог ...
Коррекционная направленность физического воспитания
Физическая культура – это особая и самостоятельная область культуры, которая приобретает ряд специфических черт в приложении к инвалидам различных групп, занимающихся физическими упражнениями и массовым спортом. Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышает работоспособно ...