Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах.
Характер отношений между государством и религией на Востоке отличался от западного. В Византии такие отношения регулировались по принципу симфонии: разграничение функций, полномочий и сфер деятельности двух институтов общества, а также их сотрудничество. Московское царство, а затем Российская империя переняли такого рода отношения. Основой данного принципа является евангельское изречение: “отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. В “Толковании Евангелия” Б.И. Гладков пишет: “Эта мысль, впервые высказанная Иисусом ., была неизвестна государствам древнего мира, там каждый глава государства присваивал себе и духовную власть ., каждый царь был в то же время и верховным жрецом . А так как те законы, которые выдаются за повеления богов, могут быть отменены или изменены не иначе, как с соизволения тех же богов, то все государства, управляемые такими законами, обречены на застой и неподвижность».
К.п.н. И.В. Метлик замечает неосознанность современным российским обществом факта: “принцип светскости государства исторически утвержден в противовес языческому происхождению и природы власти в обществе”.
Понимание различия природ государства и религии зафиксировано в официальном документе Русской Православной Церкви “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь основана непосредственно самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредственно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии”. Далее приводится описания интергрированности Церкви в систему социальных отношений. Церковь принимает участие в устроении человеческой жизни, соответствующие усилия с представителями светской власти. Условиями такого взаимодействия должно быть:
1)“соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви», ее канонам;
2)“отсутствие государственного диктата”.
На Руси существовало представления о государстве Святая Русь как идеальном общественно-государственном устройстве, идеальное не в материальном понимании, а в реализации обществом и личностью христианского идеала. Также, в христианстве есть представления о теократическом обществе без государственной власти. Это эпоха религиозных вождей, Авраама, Моисея и других, эпоха судий до установления в Древнем Израиле царства в XI в до н.э. Установление израильского царства было следствием падения народа Божия, который захотел стать подобным другим народам и этим отрекался от призвания быть избранным.
Интересно отношение Православной Церкви к светскому образованию. В III веке складываются два направления во взглядах на языческое образование философию и науку: восточное, с центром в Александрии, “теоретически положительное”; западное, с центром в Карфагене, “практически отрицательное”.
Представителями восточного направления являлись Климент Александровский, Ориген, Афанасий Александрийский, а в IV в. два Григория и Василий Великий. Тертуаллиан, Киприан Карфагенский – представители западного направления.
Многие из учителей Александрийской школы имели языческое философское образование. Климент Александрийский о греческой философии писал следующее: “Философия нужна была грекам ради праведности; до прихода Господа, и даже сейчас, она полезна для развития истинной религии как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации . Таким образом, философия была приготовлением проложившим человеку путь к совершенству во Христе”. Карфагенская же школа относилась крайне отрицательно к языческой философии.
Это интересно:
Исторические сведения по теме
Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории. Лес был когда – то первым прибежищем человека, его жилищем, его домом. Из дерева человек изготовлял первые орудия труда, с помощью дерева обогревался, разводя костер, с дерева срывал плоды, ...
Закономерности процесса обучения
Результатом познания процесса обучения является выявление объективно существующих законов и закономерностей процесса обучения. Закономерность – это результат совокупного действия множества законов, поэтому она выражает многие связи и отношения, тогда как закон однозначно отражает определенную связь ...
Формы, методы и средства нравственно-этического воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отр ...