Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах.
Характер отношений между государством и религией на Востоке отличался от западного. В Византии такие отношения регулировались по принципу симфонии: разграничение функций, полномочий и сфер деятельности двух институтов общества, а также их сотрудничество. Московское царство, а затем Российская империя переняли такого рода отношения. Основой данного принципа является евангельское изречение: “отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. В “Толковании Евангелия” Б.И. Гладков пишет: “Эта мысль, впервые высказанная Иисусом ., была неизвестна государствам древнего мира, там каждый глава государства присваивал себе и духовную власть ., каждый царь был в то же время и верховным жрецом . А так как те законы, которые выдаются за повеления богов, могут быть отменены или изменены не иначе, как с соизволения тех же богов, то все государства, управляемые такими законами, обречены на застой и неподвижность».
К.п.н. И.В. Метлик замечает неосознанность современным российским обществом факта: “принцип светскости государства исторически утвержден в противовес языческому происхождению и природы власти в обществе”.
Понимание различия природ государства и религии зафиксировано в официальном документе Русской Православной Церкви “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь основана непосредственно самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредственно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии”. Далее приводится описания интергрированности Церкви в систему социальных отношений. Церковь принимает участие в устроении человеческой жизни, соответствующие усилия с представителями светской власти. Условиями такого взаимодействия должно быть:
1)“соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви», ее канонам;
2)“отсутствие государственного диктата”.
На Руси существовало представления о государстве Святая Русь как идеальном общественно-государственном устройстве, идеальное не в материальном понимании, а в реализации обществом и личностью христианского идеала. Также, в христианстве есть представления о теократическом обществе без государственной власти. Это эпоха религиозных вождей, Авраама, Моисея и других, эпоха судий до установления в Древнем Израиле царства в XI в до н.э. Установление израильского царства было следствием падения народа Божия, который захотел стать подобным другим народам и этим отрекался от призвания быть избранным.
Интересно отношение Православной Церкви к светскому образованию. В III веке складываются два направления во взглядах на языческое образование философию и науку: восточное, с центром в Александрии, “теоретически положительное”; западное, с центром в Карфагене, “практически отрицательное”.
Представителями восточного направления являлись Климент Александровский, Ориген, Афанасий Александрийский, а в IV в. два Григория и Василий Великий. Тертуаллиан, Киприан Карфагенский – представители западного направления.
Многие из учителей Александрийской школы имели языческое философское образование. Климент Александрийский о греческой философии писал следующее: “Философия нужна была грекам ради праведности; до прихода Господа, и даже сейчас, она полезна для развития истинной религии как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации . Таким образом, философия была приготовлением проложившим человеку путь к совершенству во Христе”. Карфагенская же школа относилась крайне отрицательно к языческой философии.
Это интересно:
Автоматизированный контроль знаний по методике
уточняющих вопросов
Концепция базируется на автоматизации методики уточняющих вопросов, широко используемой в педагогической практике для выявления глубины знаний обучаемого. Относительная важность задаваемых вопросов определяется их весовыми коэффициентами, учитываемыми при подведении результатов тестирования. При по ...
Изменение размеров грудной клетки на протяжении физического
развития школьников
Третьим образцовым показателем, используемым при оценке физического развития, являются размеры грудной клетки: сагиттальный, фронтальный и её периметр. Размеры и формы грудной клетки подвержены значительным изменениям в ходе онтогенеза. Связано это с увеличением и изменением топографии внутренних о ...
Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе
Память на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей теоретического и практического направлений. Изучение этого феномена одинаково важно для биологии, медицины, психологии, педагогики, философии. В наше время много внимания уделяется вопросам психологии. Как в о ...