Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Принцип светскости государства в образовании

Страница 1

Раскрытие темы исследования и проблема понимания сути, сущностных характеристик светской и религиозной моделей образования, их функционирование в общественной системе отношений приводит к необходимости дать понятия светскости в культурно-историческом и конституционно-правовом контекстах.

Характер отношений между государством и религией на Востоке отличался от западного. В Византии такие отношения регулировались по принципу симфонии: разграничение функций, полномочий и сфер деятельности двух институтов общества, а также их сотрудничество. Московское царство, а затем Российская империя переняли такого рода отношения. Основой данного принципа является евангельское изречение: “отдайте кесарево кесарю, а Божие Богу”. В “Толковании Евангелия” Б.И. Гладков пишет: “Эта мысль, впервые высказанная Иисусом ., была неизвестна государствам древнего мира, там каждый глава государства присваивал себе и духовную власть ., каждый царь был в то же время и верховным жрецом . А так как те законы, которые выдаются за повеления богов, могут быть отменены или изменены не иначе, как с соизволения тех же богов, то все государства, управляемые такими законами, обречены на застой и неподвижность».

К.п.н. И.В. Метлик замечает неосознанность современным российским обществом факта: “принцип светскости государства исторически утвержден в противовес языческому происхождению и природы власти в обществе”.

Понимание различия природ государства и религии зафиксировано в официальном документе Русской Православной Церкви “Основы социальной концепции Русской Православной Церкви”: “Церковь основана непосредственно самим Богом – Господом нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредственно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии”. Далее приводится описания интергрированности Церкви в систему социальных отношений. Церковь принимает участие в устроении человеческой жизни, соответствующие усилия с представителями светской власти. Условиями такого взаимодействия должно быть:

1)“соответствие церковного участия в государственных трудах природе и призванию Церкви», ее канонам;

2)“отсутствие государственного диктата”.

На Руси существовало представления о государстве Святая Русь как идеальном общественно-государственном устройстве, идеальное не в материальном понимании, а в реализации обществом и личностью христианского идеала. Также, в христианстве есть представления о теократическом обществе без государственной власти. Это эпоха религиозных вождей, Авраама, Моисея и других, эпоха судий до установления в Древнем Израиле царства в XI в до н.э. Установление израильского царства было следствием падения народа Божия, который захотел стать подобным другим народам и этим отрекался от призвания быть избранным.

Интересно отношение Православной Церкви к светскому образованию. В III веке складываются два направления во взглядах на языческое образование философию и науку: восточное, с центром в Александрии, “теоретически положительное”; западное, с центром в Карфагене, “практически отрицательное”.

Представителями восточного направления являлись Климент Александровский, Ориген, Афанасий Александрийский, а в IV в. два Григория и Василий Великий. Тертуаллиан, Киприан Карфагенский – представители западного направления.

Многие из учителей Александрийской школы имели языческое философское образование. Климент Александрийский о греческой философии писал следующее: “Философия нужна была грекам ради праведности; до прихода Господа, и даже сейчас, она полезна для развития истинной религии как подготовительная дисциплина для тех, кто приходит к вере посредством наглядной демонстрации . Таким образом, философия была приготовлением проложившим человеку путь к совершенству во Христе”. Карфагенская же школа относилась крайне отрицательно к языческой философии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Методические условия организации работы учителя начальных классов в использовании моделей при обучении первоклассников чтению и письму
Метод моделирования осуществляется через использование моделей. В. А. Штофф дает такое определение этому понятию: "Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ...

Понятие и схемы рефлексии
1. А. Прежде всего необходимо подчеркнуть специфику ситуаций в которых необходима рефлексия (Р), т.е. собственно её предназначение. По Г.П.Щедровицкому в мыследеятельности возникают ситуации затруднения, когда замысленное преобразование невозможно произвести наличными средствами. Далее Георгий Петр ...

Динамика уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
После проведенного формирующего этапа эксперимента нами был проведен контрольный этап эксперимента. Цель контрольного этапа эксперимента: выявить динамику в нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы. Для контрольного эксперимента мы использо ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru