Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Принцип светскости государства в образовании

Страница 5

Российский правовед, д.ю.н. О.Е. Кутафин, считает, что светский характер государства не предполагает запрета на материальную помощь государства религиозным объединениям из государственного бюджета.

В некоторых странах финансовая поддержка оказывается нескольким религиозным объединениям. Например, в Норвегии вместе с государственной Норвежской церковью финансовую помощь получают, в зависимости от численности общины, так называемые свободные церкви.

Не убедительным является отнесение к числу признаков светскости государства отсутствие влияния религиозных организаций на государственные муниципальные образовательные учреждениями, так как содержание понятия светского государства не имеет запрета данного влияния. Такое изолирование религиозных объединений от государственных и муниципальных образовательных учреждений невозможно, во-первых, культурологически: культура в России пронизана религиями, смыслами, символами и сформирована в Православии. Во-вторых, это невозможно, юридически: согласно части 1 и 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации единственным источником власти Российской Федерации является ее многонациональный народ. Соотнося данные Конституционные нормы с пунктом 6 ст. 2 закона Российской Федерации “Об образовании”, государственная политика в области образования устанавливает одиним из принципов демократии государственно-общественный характер управления процессом образования. Следовательно, религиозные организации на равне с другими институтами гражданского общества вправе оказывать влияние на национальную систему образования.

Не обоснованным является положение, согласно которому светское государство абсолютно не ограничивает сферу свобод. В Российской Федерации подобное вмешательство возможно в строго оговоренных государством случаях. К примеру, пункт 5 статьи 13 Конституции Российской Федерации запрещает “создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ Конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации , подрыв безопасности государства .” Свободы ограничиваются законом в чрезвычайных ситуациях. Государство вмешивается даже внутренние дела религиозных объединений, так как правовое пространство, созданное сравнительно недавно, диктует правила поведения и в религиозных организациях, традиции которых древнее государственных установлений. Например, трудовое законодательство регулирует отношения внутри религиозных организаций, религия ислама разрешает мужчине иметь четырех жен, но Российское законодательство официально запрещает многоженство.

Зачастую светскость государства понимается как религиозная и культурная неидентификация. Многие демократические государства фактически и юридически выражает свою культурно-национальную идентичность. Неидентификация является вариантом общеобязательной идеологии – религиозной или нерелигиозной. Примером самоидентификации является выражение в ФРГ предпочтения лютеранов католикам.

В перечень признаков светского государства не входит забота о фактическом равенстве религиозных объединений. Обеспечение подобного равенства не возможно, во-первых, культурологически. Культурный вклад, например, лютеранской церкви в Германии не соизмерим с влиянием, допустим, адвентистов седьмого дня. Во-вторых, не выполнимым представляется обеспечение равной численности последователей реигиозных организаций, а следовательно, уравнивание их представительства в сфере образования, в социольном заказе населения на реализацию своих потребностей, в том числе, религиозных и правовых.

Светскость государства не может означать отсутствие государственных привилегий какой-либо религиозной организации. Привилегия – “особое право на особое регулирование в контексте прочих правил”. Например, Итальянская Республика регулирует свои отношения с Католической церковью особым документом, конкордатом от 18 февраля 1984 г.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Специфика психологического сопровождения детей на этапе перехода из ДОУ в начальную школу
Специфика деятельности психолога заключается еще и в том, что возникает необходимость психолого-педагогического анализа реализации педагогическим коллективом школы программы непрерывного образования. Результаты анализа учебного процесса в школе дают возможность оценить состояние учебного процесса, ...

Условия эффективности профессионально-личностного развития педагога
В конечном счете, суть управления состоит в создании условий для профессионального и личностного саморазвития учителя - носителя нового типа педагогической деятельности. Управлять - значит четко, критериально и зримо предвосхитить и реализовать требуемый тип методического процесса. В нашем случае р ...

Возможности использования опорного и игрового контроля знаний в обучении младших школьников
В возрастной психологии младший школьник характеризуется как «возраст 7-10 – летних детей, обучающих в 1-4 классах современной или полной средней школы». В младшем школьном возрасте у ребенка впервые формируется учебная деятельность, которая является для него ведущий. Младший школьник переходит от ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru