Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Таким образом, принцип светскости государства не детализирует правовой режим отношений государства и религиозных организаций. По занимаемому положению религиозных организаций в государстве, последние делятся на:
1)имеющие государственную или официальную религию (Ватикан, во Франции департаменты Нижний Рейн и Мозель и др.);
2)выделяются “преимущественные” религии (Бельгия, Литовская Республика и др.);
3)равное отношения ко всем религиозным объединениям (Франция, Российская Федерация).
На основе выше написанного представляется возможность сформулировать существенные признаки (differentia specifica) светского государства. Понкин И.В. выделяет три таких признака:
1.Право на свободное мировоззрение, самоопределение, гарантированное в том числе, запретом на установление какой бы то ни было религии либо нерелигиозной, включая и антирелигиозную идеологии в качестве общеобязательных.
2.Отделение религиозных объединений от государства: разделение функций и полномочий).
3.Светскость образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
По моему мнению, пункт 2 подразумевает содержание пункта 3. Перечисленные признаки являются основными, из них логически выходят все остальные. В содержание первого пункта входит право на свободу мыслей, убеждений и вероисповедания (право на свободу совести): - право иметь, принимать или менять религию или убеждения по своему выбору, исповедать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими гражданами, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений, право не исповедовать никакой религии и не подвергаться какому-либо принуждению, умаляющему свободу, иметь или принимать религию и убеждения по своему выбору;
- право на объединение;
- право на свободу выражения своего мнения, включая право придерживаться своего мнения, право искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи независимо от государственных границ устно, письменно, или посредством печати или художественных форм выражений или иными способами по своему выбору;
- право на защиту от дискриминации, включая право на равенство независимо от отношения к религиям, национальности или расы или мировоззренческих взглядов, на защиту от геноцида и дискриминации по признаку отношения к религии, национальности или расе или мировоззренческих взглядов, на защиту от пропаганды неполноценности граждан по признаку отношений к религии, национальности или расе или мировоззренческих взглядов;
- право на национально-культурную и религиозную идентичность, включая право на сохранение национальной культуры, культурное развитие, на доступ к культурным ценностям и на участие в культурной жизни, право народов на самоопределение, свободное установление и осуществление своего культурного развития;
- право на духовное благополучие;
- право на духовное развитие в условиях свободы и гарантии обеспечения человеческого достоинства;
- право на духовное развитие ребенка;
- право родителей на выбор воспитания и образования для своих малолетних детей;
- право на воспитание в ребенке уважения к его культурной самобытности, языку и национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;
- право на повышение духовного уровня жизни.
Таким образом, целостно, включая и организационно-правовой аспект, светское образование может реализоваться только в светском государстве, где существуют правовые регуляторы для обеспечения принципа светскости. Светский характер государства основывается на демократичном управлении обществом.
Это интересно:
Возможности использования систем дистанционного обучения как сопровождение
учебного процесса
Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство. Этот процесс должен быть осмыслен и стратегически определен с учетом общей стратегии России в отношении к глобализации. В целом можно сказать, что современная цивилизация вступила ...
Принцип дисциплины в свободе
По словам М. Монтессори, дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от ходячего понятия ее. Раз дисциплина основана на ...
Гоголь в смысловой концепции автора древнерусского книжника
Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» является отражением нового миросозерцания писателя. В период написания поэмы Гоголь меняется как человек. В центре всего – дума о Боге. Нужно отметить, что вера для Гоголя – не просто – миросозерцание, в ней он видит и чувствует свое призвание. Гоголь читает творения ...