Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Знaчение экскурсий в преподавании биологии

Страница 1

Всякая экскурсия, как бы велика или скромна ни была её цель, включает в себя не только образовательный, но и воспитательный элементы. Поэтому, приступая к детальному ознакомлению с задачами экскурсионного метода, необходимо различать два основных типа задач - образовательные и воспитательные.

Какие же образовательные, задачи ставит себе школа, организуя систематические экскурсии для всех возрастов и по разным учебным предметам?

Главными задачами являются следующие:

самая широкая конкретизация знаний, уже усвоенных в школе;

обогащение учащихся новыми знаниями.

Экскурсия, ставя учащихся лицом к лицу с изучаемым объектом, прежде всего, иллюстрирует словесные образы, во-вторых, замещает схематические образы, сложившиеся у учащегося под воздействием всевозможных школьных наглядных пособий, образами самих объектов; в-третьих, она заставляет, сознание учащегося перерабатывать знание по иному плану, так как во время экскурсии предметы и явления предстают сознанию не как звенья какой-либо научной системы, а в их естественной обстановке, как элементы того или иного типа „общежития". Это дает учащемуся правильные наглядные представления об истинном соотношении предметов и явлений в жизни.

Таковы те познавательные процессы, которые можно обозначить, как работу, по преимуществу наглядно-синтетического характера, как конкретизацию в широком и глубоком смысле этого слова.

В тесной связи, непрерывно переплетаясь с конкретизацией уже усвоенных учащимися знаний, в их сознании идет другая работа — приобретение новых знаний при максимальной наглядности, на основе непосредственного наблюдения предметов и явлений. Как бы скромна ни была цель экскурсии, но, раз она - не простая прогулка, учащиеся должны вернуться из нее с некоторым запасом систематического знания, приобретенного более или менее планомерно. В итоге нескольких экскурсий у них должен образоваться довольно значительный капитал знаний, закрепленный последующею школьною проработкою и освеженный дальнейшими экскурсиями. Но рядом с этими знаниями, приобретенными планомерно, по программе, выработанной до экскурсии, и обработанными во время нее или непосредственно после нее, учащиеся выносят из экскурсии, и даже простой школьной прогулки, некоторую сумму восприятий, не подвергшихся обработке и не имеющих часто никакого отношения к основной задаче экскурсии. Постепенно ими накопляется бессознательный опыт, который со временем дает прекрасный материал для учета в других областях знаний.

Переходя к обзору воспитательных задач экскурсий, остановимся, прежде всего, на их общем влиянии на личность учащегося.

Приняв участие в экскурсии, учащийся разом меняет привычную обстановку: экскурсия выводит его на свежий воздух, требует напряжения физических сил; она изменяет его привычную психическую среду: дисциплина принимает другую форму; он все время живет „на людях", его интересы сталкиваются во время экскурсии с интересами товарищей и взрослых чаще и многообразнее, чем в школе; наконец, сама прогулка имеет не обычные для него житейские цели - развлечение или выполнение поручений узко-делового характера, а широко-образовательные - изучение жизни. Все эти условия заставляют личность учащегося приспособиться к ним и притом в очень короткий срок.

Личность учащегося стремительно напрягается, и это напряжение ее, в связи с общим возбуждением его организма, способствует более острому и, в то же время, глубокому переживанию им всех духовных процессов: свободнее раскрывается его личность с ее светлыми и темными сторонами, а обострившееся восприятие объектов внешнего мира затрагивает и будит естественные формы умственной работы.

Это возбуждение имеет чрезвычайно важное воспитательное значение еще и потому, что ускоряет темп работы и сокращает сроки приобретения разных навыков и умений упражнения различных способностей идут энергично, тем более, что учащиеся имеют возможность почти следить за собственным психическим ростом и преисполняются бодрости и уверенности, в собственных силах.

С этим основным результатом экскурсий, заранее учитываемым школою, тесно связаны различные задачи в области познавательных процессов, эмоциональной, и волевой жизни учащихся.

Рассмотрим, прежде всего, какие воспитательные задачи ставятся экскурсиям в области познания.

Экскурсии должны, прежде всего, содействовать развитию у учащегося умения смотреть, и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта («острота и точность взора»); далее, они должны способствовать изощрению тонкости и чуткости внимания: в-третьих, развивать сообразительность суждения; в-четвертых, ускорять деятельность конструирующего воображения и развивать искусство, предвидеть явления.

Совершенно очевидно, что серия планомерно проведенных через весь школьный курс экскурсий должна развить у учащегося некоторую инициативность в деле познавания жизни, неразрывно связанную с любознательностью; учащийся приобретает навык самостоятельно осознавать окружающие явления, строить научные выводы и систематизировать жизненные впечатления, приобретает, словом, то, что можно назвать «вдумчивым взором» и что является непрерывною работою восприятия окружающих явлений и научного их конструирования.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Комплекс приемов работы с видеофильмом для развития лексических умений аудирования и основные рекомендации по его использованию
На основе теоретического анализа зарубежной и отечественной литературы по проблеме использования аутентичных видеоматериалов при обучении иностранному языку, и, учитывая то, что их использование на занятиях является эффективным средством развития умений аудирования, мы разработали комплекс приемов ...

Проблема развития речи в педагогике
Психическое развитие ребенка происходит на основе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого является взрослый. Этот процесс имеет сложный характер, в нем немалую роль играет квалифицированно организованное общение ребенка с взрослым. Изучением специфики общения ребенка с взрослыми ...

Основные направления логопедической работы по коррекции дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза
Методика направлена на устранение нарушения языкового анализа и синтеза на различных уровнях. Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении, выполняя следующие задания: В предложении «Из леса вышел старик с большой корзиной», определить: - какое по счету слово «старик ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru