Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Знaчение экскурсий в преподавании биологии

Страница 2

Итак, в области познания экскурсии помогают школе развивать в учащемся способность самостоятельно и планомерно ориентироваться в природе и главнейших типах человеческого общежития.

В области эмоциональной жизни учащегося экскурсии прежде всего, несомненно, способствуют общему и притом нормальному развитию впечатлительности, так как напряжение личности, о котором говорилось выше, связывается во время экскурсий с благородным умственным возбуждением, то можно признать за ними важную роль в деле пробуждения и укрепления интеллектуальных эмоций, как-то: любознательности, способности наслаждаться умственной работой вообще, открытиями и предвидениями - в частности; не менее сильны заслуги экскурсий (конечно, при условии разумного руководства) в деле развития симпатических эмоций на почве работы здорового не извращенного товарищеского чувства солидарности. Наконец, экскурсии, развивают эстетическую эмоцию, ведя горожанина в природу, а жителя сел и маленьких городов в крупные центры: они будят у первых чувство природы, (заставляя, напр., видеть ее часто при необычном освещении), у вторых - чутье к архитектуре и вообще к - поэзии большого города.

Не говорим уже о том, что в число экскурсий должны непременно входить посещения художественных музеев, выставок, концертов и т п.

Чрезвычайно важным подспорьем являются экскурсии в деле воспитания воли учащегося. Ими с успехом выполняются следующие задачи:

они развивают у учащегося способность сосредоточивать свое внимание при условиях, благоприятствующих рассеянию его;

учащийся приучается, нести большую ответственность, что напрягает его самообладание; он приучается внимательнее следить за собою;

сознание большей самостоятельности развивает у учащегося и большую инициативность в области поведения: он становится смелее, находчивее; в итоге, у него развиваются способность к активному почину и более напряженное чувство личности, что выражается в общем развитии самостоятельности.

Коллективная жизнь, которую приходится вести учащимся во время экскурсий, представляет школе возможность широко использовать их в целях общественного воспитания учащихся. Они должны, путем умелого со стороны руководителя направления их деятельности, приобрести навык ограничивать свои эгоистические побуждения в инте-ресах целого или слабейших товарищей: они должны усвоить навыки уживаться с товарищами и взрослыми, и совместно с ними работать, брать на себя некоторые обязанности, помнить о них и вообще заботиться об интересах и достоинстве экскурсирующей группы. Экскурсии должны, в конечном счете, вырабатывать дух солидарности и активной дисциплины.

Пребывание на свежем воздухе, вне обычной обстановки, здоровое возбуждение (повышение тонуса) ускоряет обмен веществ в организме; напряженная работа мышечной системы сопровождается, как при всякой не изнуряющей физической работе, правильным чередованием здорового утомления и восстановления сил, что вызывает особое ощущение физического благоденствия организма; напряженная работа органов внешних чувств дает впечатление их усовершенствования. Чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, делаемые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большое доверие к силам своего организма и закаляют его.

Таковы задачи в области физического воспитания, которые можно поставить экскурсиям, особенно долговременным.

Говоря об образовательном и воспитательном значении экскурсий, нельзя обойти молчанием значение экскурсий и для их руководителей: Они могут явиться, несомненно, фактором самообразования учителя. Те благодетельные влияния, которые они оказывают на психическую и физическую жизнь учащихся, скажутся и на личности руководителя. Но для него они важны еще и потому, что сближают его с учащимися, позволяют ближе подойти к их индивидуальностям и познать психические особенности отдельных учеников. Руководителям часто приходится признаваться, что многие из учащихся предстают пред ними в совершенно ином виде, чем они представлялись раньше — при классном знакомстве.

В заключение обзора задач, которые ставит экскурсиям школа, надо отметить еще одну - служебного характера, а именно собирание всевозможных коллекций: естественнонаучного материала, фотографических снимков, памятников быта и др. материалов в целях классного преподавания.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 7 по 12 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсий в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, используется на практических работах и в качестве демонстрационного материала (природные объекты, собранные во время экскурсии).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Зарубежный опыт религиозного образования в светских школах
Проблема религиозного образования подняла множество проблем, такие как: реализация принципа свободы совести, мысли и вероисповедания в многонациональном и многоконфессиональном демократическом государстве, отделение государства от церкви и церкви от государства, атеистические установки, пропагандир ...

Виды пиломатериалов
Создать деревянные изделия – мебель или токарную деревянную посуду, игрушки или декоративные вазы – может только мастер, хорошо знающий природные особенности дерева, виды лесоматериалов, их возможности, знающий технологию обработки дерева. Непростое это дело, но оно приносит большое творческое удов ...

Основные задачи обучения детей основным движениям
В процессе общеразвивающих упражнений наряду с общими задачами физического воспитания решаются конкретные задачи, которые обусловлены особенностями возрастного развития и спецификой самих упражнений. Поэтому с детьми младшего дошкольного возраста необходимо: Воспитывать у детей интерес и желание за ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru