Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Знaчение экскурсий в преподавании биологии

Страница 2

Итак, в области познания экскурсии помогают школе развивать в учащемся способность самостоятельно и планомерно ориентироваться в природе и главнейших типах человеческого общежития.

В области эмоциональной жизни учащегося экскурсии прежде всего, несомненно, способствуют общему и притом нормальному развитию впечатлительности, так как напряжение личности, о котором говорилось выше, связывается во время экскурсий с благородным умственным возбуждением, то можно признать за ними важную роль в деле пробуждения и укрепления интеллектуальных эмоций, как-то: любознательности, способности наслаждаться умственной работой вообще, открытиями и предвидениями - в частности; не менее сильны заслуги экскурсий (конечно, при условии разумного руководства) в деле развития симпатических эмоций на почве работы здорового не извращенного товарищеского чувства солидарности. Наконец, экскурсии, развивают эстетическую эмоцию, ведя горожанина в природу, а жителя сел и маленьких городов в крупные центры: они будят у первых чувство природы, (заставляя, напр., видеть ее часто при необычном освещении), у вторых - чутье к архитектуре и вообще к - поэзии большого города.

Не говорим уже о том, что в число экскурсий должны непременно входить посещения художественных музеев, выставок, концертов и т п.

Чрезвычайно важным подспорьем являются экскурсии в деле воспитания воли учащегося. Ими с успехом выполняются следующие задачи:

они развивают у учащегося способность сосредоточивать свое внимание при условиях, благоприятствующих рассеянию его;

учащийся приучается, нести большую ответственность, что напрягает его самообладание; он приучается внимательнее следить за собою;

сознание большей самостоятельности развивает у учащегося и большую инициативность в области поведения: он становится смелее, находчивее; в итоге, у него развиваются способность к активному почину и более напряженное чувство личности, что выражается в общем развитии самостоятельности.

Коллективная жизнь, которую приходится вести учащимся во время экскурсий, представляет школе возможность широко использовать их в целях общественного воспитания учащихся. Они должны, путем умелого со стороны руководителя направления их деятельности, приобрести навык ограничивать свои эгоистические побуждения в инте-ресах целого или слабейших товарищей: они должны усвоить навыки уживаться с товарищами и взрослыми, и совместно с ними работать, брать на себя некоторые обязанности, помнить о них и вообще заботиться об интересах и достоинстве экскурсирующей группы. Экскурсии должны, в конечном счете, вырабатывать дух солидарности и активной дисциплины.

Пребывание на свежем воздухе, вне обычной обстановки, здоровое возбуждение (повышение тонуса) ускоряет обмен веществ в организме; напряженная работа мышечной системы сопровождается, как при всякой не изнуряющей физической работе, правильным чередованием здорового утомления и восстановления сил, что вызывает особое ощущение физического благоденствия организма; напряженная работа органов внешних чувств дает впечатление их усовершенствования. Чувство здоровья, ощущение бодрости, видимые успехи, делаемые организмом, несмотря на необычную обстановку, внушают учащимся большое доверие к силам своего организма и закаляют его.

Таковы задачи в области физического воспитания, которые можно поставить экскурсиям, особенно долговременным.

Говоря об образовательном и воспитательном значении экскурсий, нельзя обойти молчанием значение экскурсий и для их руководителей: Они могут явиться, несомненно, фактором самообразования учителя. Те благодетельные влияния, которые они оказывают на психическую и физическую жизнь учащихся, скажутся и на личности руководителя. Но для него они важны еще и потому, что сближают его с учащимися, позволяют ближе подойти к их индивидуальностям и познать психические особенности отдельных учеников. Руководителям часто приходится признаваться, что многие из учащихся предстают пред ними в совершенно ином виде, чем они представлялись раньше — при классном знакомстве.

В заключение обзора задач, которые ставит экскурсиям школа, надо отметить еще одну - служебного характера, а именно собирание всевозможных коллекций: естественнонаучного материала, фотографических снимков, памятников быта и др. материалов в целях классного преподавания.

Экскурсии входят в систему уроков по темам учебных курсов с 7 по 12 класс. Поэтому учитель заранее в перспективном плане определяет сроки проведения экскурсий, а на соответствующих уроках перед экскурсиями создает ситуацию необходимости ознакомления с данными явлениями непосредственно в самой природе. Учитель также предусматривает и обратную связь – включение материалов экскурсий в последующие уроки, рекомендует учащимся вспомнить то, что видели и узнали на экскурсии, используется на практических работах и в качестве демонстрационного материала (природные объекты, собранные во время экскурсии).

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
О подростках пишут на страницах журналов, в серьёзных монографиях публикуются результаты исследований вкусов, интересов, потребностей подрастающего поколения. О них думают, спорят, заботятся в семье и школе. Сегодня подростки не такие, какими были вчера. И для того, чтобы их действительно воспитыва ...

Основные эколого-химические понятия
Большое влияние на учебно-воспитательный процесс оказывает связь обучения природоведению, биологии, географии и химии с охраной природы. На школы возлагается особая ответственность за воспитание у подрастающего поколения бережного отношения к природным богатствам Родины. Поэтому теоретическое изуче ...

Уровни развития пространственного мышления у младших школьников
В психолого-педагогической литературе довольно много работ освещают вопросы развития пространственной ориентации у детей преддошкольного и дошкольного возраста (В.Е. Ботурова, Н.И. Голубева, М.Н. Волокитена, А.В. Запорожец, А.Н. Знаменская, Е.И. Игнатьев, А.Я. Колодная, А.М. Леушина и др.). В их ра ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru