Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способствовать возникновению у него потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками.
Прежде всего можно выделить следующие исходные методические положения, которые, на наш взгляд, надо учитывать при формировании у умственно отсталых дошкольников представлений о социальных явлениях:
- усвоение ребенком общественного опыта происходит в процессе его общения со взрослыми и при их непосредственном участии;
- необходимым условием развития ребенка является эмоционально-личностный контакт его со взрослым;
- создание предпосылок к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками может быть обеспечено, системой приемов, направленных на приобретение
- ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;
- включение детей в совместную игровую деятельность способствует совершенствованию у них навыков коллективной деятельности, формирует основы психологической готовности к обучению в школе;
- подготовка и организация занятий предполагает индивидуально-дифференцированный подход в обучении, систематичность и последовательность, повторяемость и концентричность процесса, связь с жизнью и использование материала, доступного пониманию детей.
На первом году обучения решались задачи формирования у воспитанников представлений:
- о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части своего тела и лица, знать их назначение);
- о своей семье (знать и называть имена родителей, других родственников, узнавать их на фотографиях);
- о людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников, узнавать их на фотографиях).
При выборе методов работы с дошкольниками мы основывались на положении, согласно которому ознакомление с новыми качествами, свойствами и отношениями предметов и явлений окружающей действительности должно происходить таким образом, чтобы познаваемый объект был связан с целенаправленной деятельностью ребенка.
Для решения указанных задач используются различные методы обучения: экскурсии; наблюдения за явлениями социальной жизни; беседы о проведенных наблюдениях; дидактические и подвижные игры; специально организованный детский опыт (хороводы, инсценировки); обобщение этого опыта в речи детей; чтение художественной литературы; демонстрация кинофильмов и диафильмов.
Формирование первоначальных представлений умственно отсталых детей о себе эффективно осуществляется в процессе апробации новой программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно, отсталых детей)», разработанной исследователями Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
В этой программе впервые в обучении и воспитании умственно отсталых дошкольников выделен новый раздел.-- «Социальное развитие».
В эксперименте приняли участие 12 умственно отсталых детей пятого года жизни с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Дети находились в экспериментальном обучении в течение двух лет.
Обучающий эксперимент начинался с учёта уровня представлений о себе у воспитанников с нарушениями интеллекта, организации педагогических условий, определения направлений и содержания специально организованного коррекционного воздействия, проведения консультаций- с педагогическим персоналом дошкольного учреждения.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что первоначальные представления о себе у этих детей развиваются неравномерно, скачкообразно и даже к концу дошкольного возраста не достигают уровня развития нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста. Эти представления не дифференцируются и не обогащаются, что, в свою очередь, затрудняет ориентировку ребенка в социальном окружении, в построении отношений с другими людьми. В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных представлений о себе у умственно отсталых воспитанников были созданы следующие педагогические условия:
- установление эмоционально-личностного контакта каждого ребенка со взрослым;
- учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общественного опыта;
- обеспечение системой приемов, направленных на приобретение каждым ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;
- специально организованное обучение ребенка в условиях ролевой игры в целях, формирования механизма идентификации;
- индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку;
- систематичность и последовательность, повторяемость и концентрированность предложенного содержания программного материала, его связь с каждодневным опытом ребенка;
- поэтапное включение родителей или лиц, их заменяющих, во взаимодействие со своим ребенком;
- взаимодействие всех педагогов (воспитателей, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя) по обеспечению социального развития;
Это интересно:
Разработка урока по теории вероятности
Случай, случайность – с ними мы встречаемся повседневно: случайная встреча, случайная поломка, случайная находки, случайная ошибка. Этот ряд можно продолжать бесконечно. Казалось бы, тут нет места для математики – какие уж законы в царстве Случая! Но и здесь наука обнаружила интересные закономернос ...
Особенности логического мышления младших школьников
Процесс мышления и речи составляет сложные единства. Мышление не "связано" с языком, но выражено в языке это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, который говорил о том, что язык есть непосредственная действительность мысли. Несмотря на то, что в онтогенезе отношения мышления ...
Система работы по формированию орфографической
зоркости
Умение ставить орфографические задачи, как и другие орфографические умения, может формироваться стихийно и целенаправленно. Выделяют два пути решения данной проблемы: 1. Орфографическая зоркость развивается на интуитивной основе; 2. Умение обнаружить орфограмму развивается на теоретической основе в ...