Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Педагогика и воспитание » Особенности представлений об окружающем мире умственно-отсталых детей » Коррекционная работа по формированию первоначальных представлений о себе

Страница 1

Можно предположить, что коррекционная работа по формированию у умственно отсталого ребенка представлений о себе, развитие форм общения со взрослыми и детьми будут способствовать возникновению у него потребности к установлению определенных социальных отношений со своими сверстниками.

Прежде всего можно выделить следующие исходные методические положения, которые, на наш взгляд, надо учитывать при формировании у умственно отсталых дошкольников представлений о социальных явлениях:

- усвоение ребенком общественного опыта происходит в процессе его общения со взрослыми и при их непосредственном участии;

- необходимым условием развития ребенка является эмоционально-личностный контакт его со взрослым;

- создание предпосылок к сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками может быть обеспечено, системой приемов, направленных на приобретение

- ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;

- включение детей в совместную игровую деятельность способствует совершенствованию у них навыков коллективной деятельности, формирует основы психологической готовности к обучению в школе;

- подготовка и организация занятий предполагает индивидуально-дифференцированный подход в обучении, систематичность и последовательность, повторяемость и концентричность процесса, связь с жизнью и использование материала, доступного пониманию детей.

На первом году обучения решались задачи формирования у воспитанников представлений:

- о себе (учить детей узнавать себя на фотографии, называть свое имя, называть части своего тела и лица, знать их назначение);

- о своей семье (знать и называть имена родителей, других родственников, узнавать их на фотографиях);

- о людях, близких по каждодневному общению (учить детей называть имена сверстников, узнавать их на фотографиях).

При выборе методов работы с дошкольниками мы основывались на положении, согласно которому ознакомление с новыми качествами, свойствами и отношениями предметов и явлений окружающей действительности должно происходить таким образом, чтобы познаваемый объект был связан с целенаправленной деятельностью ребенка.

Для решения указанных задач используются различные методы обучения: экскурсии; наблюдения за явлениями социальной жизни; беседы о проведенных наблюдениях; дидактические и подвижные игры; специально организованный детский опыт (хороводы, инсценировки); обобщение этого опыта в речи детей; чтение художественной литературы; демонстрация кинофильмов и диафильмов.

Формирование первоначальных представлений умственно отсталых детей о себе эффективно осуществляется в процессе апробации новой программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта (умственно, отсталых детей)», разработанной исследователями Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

В этой программе впервые в обучении и воспитании умственно отсталых дошкольников выделен новый раздел.-- «Социальное развитие».

В эксперименте приняли участие 12 умственно отсталых детей пятого года жизни с диагнозом олигофрения в степени дебильности. Дети находились в экспериментальном обучении в течение двух лет.

Обучающий эксперимент начинался с учёта уровня представлений о себе у воспитанников с нарушениями интеллекта, организации педагогических условий, определения направлений и содержания специально организованного коррекционного воздействия, проведения консультаций- с педагогическим персоналом дошкольного учреждения.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что первоначальные представления о себе у этих детей развиваются неравномерно, скачкообразно и даже к концу дошкольного возраста не достигают уровня развития нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста. Эти представления не дифференцируются и не обогащаются, что, в свою очередь, затрудняет ориентировку ребенка в социальном окружении, в построении отношений с другими людьми. В целях проведения коррекционно-педагогической работы по формированию первоначальных представлений о себе у умственно отсталых воспитанников были созданы следующие педагогические условия:

- установление эмоционально-личностного контакта каждого ребенка со взрослым;

- учет уровня развития у каждого ребенка способов усвоения общественного опыта;

- обеспечение системой приемов, направленных на приобретение каждым ребенком социального и эмоционального опыта, зафиксированного в слове;

- специально организованное обучение ребенка в условиях ролевой игры в целях, формирования механизма идентификации;

- индивидуальный и дифференцированный подход к каждому ребенку;

- систематичность и последовательность, повторяемость и концентрированность предложенного содержания программного материала, его связь с каждодневным опытом ребенка;

- поэтапное включение родителей или лиц, их заменяющих, во взаимодействие со своим ребенком;

- взаимодействие всех педагогов (воспитателей, учителя-дефектолога, инструктора по физическому воспитанию и музыкального руководителя) по обеспечению социального развития;

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Методика обучения упражнениям в разных возрастных группах
Младший дошкольный возраст. Организация детей для проведения общеразвивающих упражнений имеет существенное воспитательное значение. Дети учатся быстро реагировать на указания, команды воспитателя, ориентироваться в пространстве. Для выполнения упражнений малышам легче встать в круг. Разбор и раздач ...

Трудности овладения грамматической стороной речи на иностранном языке
Даже после продолжительной отработки некоторые учащиеся не могут узнать или вспомнить форму того или иного времени, способа образования сравнительной степени прилагательных и т.д. Трудно проанализировать все причины, лежащие в основе подобного состояния знаний, но в каких-то ситуациях причина кроет ...

Кружок вязания как средство формирования познавательных интересов школьников
Успешное преподавание немыслимо без стимулирования активности учеников в процессе обучения. Компонент стимулирования не обязательно следует за организацией. Он может предшествовать ей, может осуществляться одновременно, но может и завершать ее. Педагогикой накоплено многочисленные приемы и способы ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru