Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Специфика светского образования

Страница 1

Восстановить значение светского образования, решить проблему его взаимодействия с религиозным поможет определение сущности и специфики понятия светского образования. Для этого необходимо выявить правовые положения принципов светскости образования, его сущностные характеристики, а также диктуемые им общественные, межинституциональные отношения в сфере образования и между светской и религиозной моделями.

В пункте 4 статьи 2 закона РФ “Об образовании” в качестве одного из принципов государственной политики закреплен “Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях”. Федеральный закон “О свободе совести и религиозных объединениях” в части 2 статьи 4 подтверждает конституционные нормы. Также данный принцип закреплен в пункте 4 “Типового положения об образовательном учреждении” (утверждено Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №136): “Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общественных ценностей жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования”.

Существующие правовые нормы зачастую интерпретируются дискриминационно по отношению к верующим. Это выражается в провозглашении исключительного права государства в организации государственной и муниципальной системы образования. Такие утверждения противоречат правовой норме пункта 6 статьи 2 Закона РФ “Об образовании”, устанавливающей государственно-общественный характер управления образованием, а также правовым нормам пункта 3 части 2 статьи 32, частей 8 и 19 статьи 33 этого же закона. В преамбуле данного закона утверждается, что образование в РФ осуществляется в интересах государства, общества и, прежде всего, человека.

Полная изоляция религии от национальной системы образования противоречит правовой норме части 2 статьи 14 Закона РФ “Об образовании”, которая устанавливает в качестве задачи образования интегрирование личности в национальную и мировую культуру. Это право на национальную и религиозную идентичность. Хотя культура, конечно же, не исчерпывается религией, но без религиозной культуры невозможно понять ни национальную российскую, ни мировую культуру.

Родители вправе сами выбирать вид образования для своих малолетних детей (до 14 лет). Данное право закреплено в правовых нормах части 3 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г., части 3 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 г., части 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16.12.1966 г. и в других документах.

Исходя из первого значения дефиниции светскость, зафиксированного в подразделе 2.1 данной работы, можно придти к заключению, что светское образование носит общегражданский характер, значимый для всего общества, независимо от того включает ли оно в себя религиозное образование или нет. Согласно этому выводу несветскими являются катехизическое образование и внутрицерковное духовное, имеющее целью воспроизводство кадров служителей культа, если обществу не требуются катехизические знания и служители культа для удовлетворения религиозных потребностей. Содержание образования внутриконфессиональных духовных учреждений не является светским лишь в части профессиональной подготовки и может включать и общезначимые предметы: история, философия, социология и так далее, то есть светский блок знаний. Но по целеполаганию такое образование будет религиозным. “Светский” не означает атеистический, а значит неклерикальный. Все православные и в целом конфессиональные общеобразовательные школы в дореволюционной России, и теперь зарубежном, как и современные православные гимназии, давали и дают вполне светское образование. Современные конфессиональные школы получают государственную аккредитацию, используют государственные программы, учебники, дают государственные дипломы, выпускают обычных светских выпускников, поступающих в светские вузы, работающих по светским специальностям.

Страницы: 1 2 3 4

Это интересно:

Социально-территориально-культурные основания «проектов» воспитательной работы
В современных процессах культурного воспроизводства можно выделить два конкурирующих направления: процесс глобальной унификации культурного многообразия и процесс регионализации – оформления социокультурной уникальности регионов и городов. Переход России от тоталитарного к демократическому обществе ...

Специфика развития критического мышления школьников на уроках, практикуме и практических работах по географии
Прием развития критического мышления «представление информации в кластерах» нами был разработан применительно к уроку по теме «Ветер» и практической работе «Описание природных зон Тульской области на примере г. Киреевска». Урок с использованием технологии развития критического мышления по тема «Вет ...

Содержание технологии игрового обучения
Проблемы игры – одна из фундаментальных проблем дидактики. «Дидактика игры», ее практическая ценность становится все более актуальной и значимой. Ведь именно эта технология позволяет «повернуть школу к личности, способствует ее саморазвитию и самореализации. С.А.Шмаков с присущей ему образностью пи ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru