Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Как уже было сказано в 1.3. части работы, существительные в курсе русского языка – одна из важнейших тем. Знакомство со словами, обозначающими предметы, учащиеся начинают уже в 1 классе. Понятие о несклоняемых именах существительных они получают в 5 классе. В 5 классе на изучение тем по имени существительному дается 34 часа. В 6 классе дается обобщающее повторение темы. Программа изучения существительных построена ступенчато.
Авторы учебника русского языка для 5-го класса В.И. Зеленина и М.Э. Рожнова (стр. 192–193) предлагают различные задания творческого характера по теме «Род несклоняемых имен существительных», например:
на карте Республики Узбекистан (карта дана на стр. 167 учебника) найдите несклоняемые имена существительные, составьте с ними предложения и запишите их;
определите род несклоняемых существительных, допишите окончания прилагательных и др.
Также, на наш взгляд, особый интерес для учащихся представляют маленькие тексты под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше»:
В Англии к девушке обращаются мисс, а к женщине – миссис. В Германии – фрейлейн и фрау, во Франции – мадемуазель и мадам, в Швеции – фрёкен и фрау.
Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласную букву и обозначающие лиц мужского пола, склоняются, например: мистера Джонсона, мистера Кима, мистера Клинтона.
Такие же существительные, обозначающие лиц женского пола, не склоняются, например: с миссис Джонсон, о миссис Ким, у миссис Буш.
Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на гласную букву, не склоняются, например: с мистером Ли, о мадам Долли.
Мы предложили бы грамматический материал представить в форме таблицы. Также, на наш взгляд, было бы целесообразным добавить задания по работе с различными видами словарей.
На уроках русского языка и на внеклассных занятиях при изучении темы «Несклоняемые имена существительные» мы предлагаем использовать различные приемы педагогической технологии.
Ниже мы приводим примерное календарно-тематическое планирование в 5 классе.
Урок 1: «несклоняемые существительные»
Цели и задачи:
определение рода несклоняемых существительных;
развитие логического мышления, умения анализировать;
делать выводы, применять знания на практике;
развитие устной и письменной речи;
воспитание творческого воображения.
Оборудование:
словари,
распечатанные тексты,
компьютер, проектор.
Ход урока
1. Постановка учебной проблемы. Формулирование темы урока.
– Все ли имена существительные склоняются? (предположения учащихся)
2. Решение проблемы.
1) Прочитать песенку.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашны и без пальты.
Любит кины детвора,
Если в кинах кенгура,
Ходит – бродит по шоссу,
Носит в сумке шимпанзу.
Кенгуру в кафу зашёл,
Занял там свободный стол
И сидит за доминой
С шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян
Стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый, сняв пенсню,
Хохотал на всю киню.
Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать –
Будут польта выдавать.
2) – Что вас удивило, рассмешило?
– Оправданно ли автор использует рифму?
(Это песенка про то, как не надо говорить.)
– Просклоняйте слово метро.
– Что заметили? (У слова метро не изменилась никакая часть.)
– Как бы вы назвали такие слова? (Существительные, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму, называются несклоняемыми.)
3) Работа по учебнику: Наблюдение – упр. 409. (Прочитать отрывки из стихотворений С.М. Маршака, выписать склоняемые и несклоняемые существительные в два столбика.).
3. Развитие учебно-языковых знаний.
1) Что объединяет имена существительные? На какие группы можно разделить слова?
Кенгуру, кофе, Буратино, какао, метро, Пьеро, депо, Суок, Н МИД, Карло, панно, Родари, Пиноккио, шимпанзе, шоссе, рагу, Верди, ВВЦ, жюри.
Это интересно:
Ярославская областная общественная организация Российского Союза Молодежи
Российский Союз Молодежи, как независимая от партий и политических течений организация, появился в 1991 году. Однако от своего прародителя - комсомола - правопреемник не отрекся, взяв все лучшее, что было накоплено всесоюзной организацией за 80-летнюю историю. В Ярославской области передача полномо ...
Виды детской одарённости
Среди определений понятия "одаренный ребенок" наиболее удачное, содержится в тексте "Рабочей концепции одаренности"): "Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достиже ...
Способы использования дидактических игр при закреплении
материала
На уроках закрепления нового материала важно применять игры на воспроизведение свойств, действий, вычислительных приёмов и т.д. В этом случае использование средств наглядности следует ограничить и направить внимание на проговаривание вслух правил, свойств, вычислительных приёмов. При закрепление ма ...