Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Духовное воспитание: специфика понятия

Страница 1

В связи с происходящими в социо­культурной и духовной сфере со­временного общества глобальными преобразованиями проблема духовного воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность. Како­во же содержание понятия «духовность»? Являясь философской, религиозной, эти­ческой, эстетической, педагогической, психологической категорией, духовность имеет сложную, многогранную структуру. Она исследуется с точки зрения познава­тельных, нравственных, эстетических и иных аспектов, но большинство ученых считают, что духовность — есть процесс и результат развития человека до уровня осознания своей бытийной сущности и трансцендирования за пределы собствен­ной жизни.

Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодежной среде, так как именно данный социальный слой общества наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причем, происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда ниспровергнуты все прежние идеалы, ценности и авторитеты.

Все это актуализирует необходимость обращения к проблеме духовного возрождения личности, развития ее духовно-нравственного сознания, позволяющего ей активно, творчески включиться в общественную жизнь третьего тысячелетия, самореализовываться и самосовершенствоваться на основе духовно-нравственных ценностей. Еще не выработана единая точка зрения на содержание и структуру духовности, не выявлена специфика ее изучения, существует терминологическая неопределенность данного понятия, не раскрыта взаимосвязь социальных, педагогических, психологических фактов в процессе развития духовности личности.

Таким образом, осознание недостаточной теоретической и практической разработанности проблемы, решение которой отвечало бы потребностям современного состояния общества, может быть рассмотрено в качестве обоснования необходимости ее изучения, а проблема поиска наиболее целесообразных и эффективных путей развития духовности учащихся определена как важная и актуальная в педагогической психологии.

Особая роль в осмыслении понятия духовности как ориентации на высшие ценности принадлежит русским философам, социологам конца XIX - начала XX века - А.С.Хомякову, В.Соловьеву, В.Розанову, Н.Страхову, Н.Бердяеву, Л.Шестову, А.Ф.Лосеву, Е.Трубецкому, П.Флоренскому, С.Булгакову, С.Франку, А.С.Глинке (Волжскому), Б.Чичерину и другим, рассматривавшим ее как специфический способ личностного бытия, как отличительную черту человека как родового существа. Разрабатывая идею всеединства, постоянно пользовались терминами «мировая душа» (Вл. Соловьев), «духовная плоть» (Д.Мережковский), «духовное обновление» (И.Ильин) и т.п.

В понимании духовности интересны взгляды представителей современной науки. Так, психолог В.А. Пономаренко, изучающий проблему состояния людей опасных профессий, считает, что «именно в человеческой душе формируется духовный вектор, определяющий духовные способности, духовную вселенную, духовную опору и чутье, а главное — понимание своего места в создании ценностей и значимости». А если это так, то в своем поведении человек должен руководствоваться высши­ми ценностями жизни, следовать идеалам истины, добра, красоты.

Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев духовность пони­мают так: «Смысл жизни, высшие ценности, нравственные чув­ства и переживания, совесть есть проявление духовности челове­ка. Духовность есть самая глубинная суть человека как родового существа». Человек представляется ими как существо природное, телесное, как сознательный индивид, как участник культурной жизни общества, как субъект творческой и сознательной деятель­ности. И это дает основание говорить о духовности как о законо­мерном состоянии человека.

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Элементы русской народной пляски
Простой хороводный шаг. Отличается от обычной ходьбы большей плавностью и устремленностью. Этим шагом дети водят хороводы. На первых занятиях учитель добивался от детей именно плавности движений. Шаг с притопом на месте. На “раз” дети делают шаг левой ногой на месте, ставя ее рядом с правой, на “дв ...

Развитие и формирование комсомольских организаций в СССР
Под воздействием рабочего движения в конце 19 и начале 20 вв. в стране активизировалось студенческое движение. Большевистские организации в высших учебных заведениях помогли партии сплачивать демократическое студенчество, пропагандировать идеи марксизма. Большевики вели работу с молодёжью на завода ...

Значение несформированности кинестетического восприятия для развития речи ребенка
Несформированность кинестетического восприятия наиболее характерна для детей с двигательными нарушениями, в частности с детским церебральным параличом. Изучение развития речи у детей с двигательными нарушениями занимались Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицина, Е.Ф. Архипова, Н.В. Симонова, М.В. Ипполитовоа ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru