Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
В психологическом словаре (Л.А. Карпенко, 1990) с точки зрения материалистов духовность обозначает индивидуальность двух фундаментальных понятий: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под духовностью преимущественно понимается первая из этих потребностей, под душевностью — вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим, заботой, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение распространяется и на трудовую деятельность — работу, выполняемую внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой».
По мнению педагогов, «духовность — это интегральное свойство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески созидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, — выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».
На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, отношения людей, такие институты, как семья, род, племя, народ. Но сущность человека - это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, социолог показал, каким образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.
В научной практике имеются различные определения уровней развитости личности и духовности. Б С. Братусь выделяет четыре уровня развитости в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и другому человеку. Он исходит из того, что все эти уровни в той или иной степени имеются и сочетаются в каждом человеке и в отдельные моменты поочередно преобладает то один, то другой.
А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностных ориентации и мотивации поступка, терпимости и такта, чувства справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства.
Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита организма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.
Иными словами, совершенствование человека возможно не столько на физическом, сколько на духовном уровне. Итак, духовность можно рассматривать как идеальную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.
В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь перечисляются критерии сформированности нравственно-эстетической культуры. К ним относятся критерии сформированности нравственно-эстетической (сформированность ведущих нравственных качеств, развитость этических норм поведения, умение сопереживать человеку и понимать его, точность и обязательность в обещаниях, доброжелательность по отношению к людям, проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни, проявление материальной и духовной щедрости, соблюдение этикета) и эстетической культуры (наличие стремления к общению с искусством и природой, эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному, умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высоких художественных образцов, умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, способность художественно-творчесткого самовыражения, эстетизация художественно-творческого самовыражения, эстетизация отношений с окружающими людьми, знание основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению).
Это интересно:
Орфографическая зоркость как орфографическое
умение, ее сущность
Орфографическая зоркость - это способность обнаруживать орфограммы, то есть умение ставить орфографические задачи. По мнению Львова М.Р., способность обнаруживать орфограммы является важнейшим орфографическим умением. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орф ...
Методы и формы работы с педколлективом
Формы методической работы в детском саду многообразны. Некоторые из них способствуют решению сразу нескольких задач. Так, педагогический совет, где слушается отчет воспитателей группы о работе по какому-либо разделу речевой работы, например по совершенствованию грамматической стороны речи детей за ...
Особенности развития физических качеств у детей дошкольного возраста
Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих кон ...