Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Духовное воспитание: специфика понятия

Страница 2

В психологическом словаре (Л.А. Карпенко, 1990) с точки зре­ния материалистов духовность обозначает индивидуальность двух фундаментальных понятий: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать «для других». Под ду­ховностью преимущественно понимается первая из этих потреб­ностей, под душевностью — вторая. Душевность характеризуется добрым отношением человека к окружающим, заботой, готовностью прийти на помощь, разделить радость и горе. Это отношение рас­пространяется и на трудовую деятельность — работу, выполняе­мую внимательно, заинтересованно, с любовью, т.е. «с душой».

По мнению педагогов, «духовность — это интегральное свой­ство личности, проявляющееся в потребности жить, творчески со­зидать в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, — вы­ступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к сопереживанию, состраданию и милосердию».

На человека влияют окружающая среда, материальная деятельность, отношения людей, такие институты, как семья, род, племя, народ. Но сущность человека - это, прежде всего его духовные интересы. Обстоятельно рассматривая нравы и воспитание, искусство и религию, социолог показал, каким образом происходит формирование совокупного духовного опыта. Индивиды всегда взаимодействуют друг с другом в качественно определенном социальном пространстве и времени, совместно вырабатывают идеалы, ценностные ориентации, критерии, оценки общественного мнения.

В научной практике имеются различные определения уровней развитости личности и духовности. Б С. Братусь выделяет четыре уровня развитости в структуре личности: эгоцентрический, группоцентрический, гуманистический и духовный в зависимости от доминирующего способа отношения к себе и другому человеку. Он исходит из того, что все эти уровни в той или иной степени имеются и сочетаются в каждом человеке и в отдельные моменты поочередно преобладает то один, то другой.

А.В. Зосимовский предлагает свои критерии нравственной и духовной воспитанности: доброжелательность, наличие ценностных ориентации и мотивации поступка, терпимости и такта, чувства справедливости и гуманизма, способность искренне выражать свои чувства.

Высокую духовность определяет любовь, доброта, сострадание, честность, справедливость, милосердие, терпимость. Чем выше духовный потенциал человека, тем мощнее естественная защита орга­низма в целом. Люди с низким уровнем духовного развития не обладают защитным экраном.

Иными словами, совершенствование че­ловека возможно не столько на физичес­ком, сколько на духовном уровне. Итак, духовность можно рассматривать как иде­альную потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность свое­го бытия и строить свои отношения с ок­ружающим миром на принципах любви, добра, красоты и творчества.

В Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Рес­публике Беларусь перечисляются критерии сформированности нравственно-эстетической культуры. К ним относятся критерии сформированности нравственно-эстетической (сформированность ведущих нравственных качеств, развитость этических норм поведения, умение сопереживать человеку и понимать его, точность и обязательность в обещаниях, доброжелательность по отношению к людям, проявление чувства солидарности и коллективности в повседневной жизни, проявление материаль­ной и духовной щедрости, соблюдение этикета) и эстетической культуры (наличие стремления к общению с искусством и при­родой, эстетической потребности в преобразовании окружаю­щей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному, умение воспринимать искусство, сопереживать и получать наслаждение от высоких художественных образцов, умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы, способность художественно-творчесткого са­мовыражения, эстетизация художественно-творческого самовы­ражения, эстетизация отношений с окружающими людьми, зна­ние основ народного искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохра­нению).

Страницы: 1 2 3

Это интересно:

Педагогический метод
Ян Амос Коменский — публицист, проповедник, политик и педагог. Он считал, что «человек может и должен достичь совершенства, утраченного много веков назад низвержением в пучину грехов и зла». Еще обучаясь в Гернборнском университете у профессора Альштеда, он формулирует три основных принципа своей д ...

Значение использования индивидуального способа для воспитания младших школьников
Индивидуальный метод – главный психолого-педагогический тезис, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности всякого ребенка. Индивидуальный метод нужен по двум причинам: во-первых, он обеспечивает личностное своеобразие в становлении детей, дает в ...

Формы, методы и средства нравственно-этического воспитания
Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отр ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru