Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Анализ содержания учебного материала по географии в 6 классе позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:
- представление информации в кластерах;
- верные и неверные утверждения;
- «мозговая атака»;
- графические приемы
Целью педагогического эксперимента является реализация экспериментальной системы обучения с использованием разработанных нами приемов развития критического мышления школьников 6 класса в процессе обучения их географии.
Опираясь на сформулированную нами ранее гипотезу дипломного исследования и учитывая общую структуру организации педагогического эксперимента, мы осуществляли его поэтапно.
Констатирующий этап педагогического эксперимента
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Киреевской СОШ № 7.
Экспериментом в общей сложности было охвачено 48 школьников шестых классов контрольной (23 человека) и экспериментальной (25 человек) групп.
На этапе констатирующего эксперимента перед нами стояли следующие задачи:
Выявить показатели мотивационной готовности учащихся к развитию критического мышления в процессе изучения географии;
Разработать критериальный аппарат, который позволил бы определить уровень сформированности критического мышления школьников;
Подобрать диагностирующие методики, направленные на выявление качественных характеристик, определяющих уровень развития критического мышления школьников.
Нами были разработаны следующие критерии определения уровня сформированности критического мышления школьников:
Низкий уровень – учащийся не оперирует полученными ранее знаниями на практике, не может применять знания на практике, не проявляет творческую активность при решении задач, не принимает участия в работе с различными пособиями, не участвует в дискуссиях на уроке, обладает низким уровнем учебной мотивации, скорость протекания мыслительных процессов низкая.
Средний уровень – формулирует вопросы к наглядным фактам, творчески относится к решению учебных задач, способен к анализу, в дискуссиях не участвует, принимает участие в учебной работе и поиске выхода из поставленной проблемы, уровень мотивации низкий или средний, скорость протекания мыслительных процессов средняя.
Высокий уровень – проявляет внимательное отношение как к речи учителя, так и к ответам одноклассников, систематизирует учебный план текста, свободно применяет знания на практике, проявляет творческую активность при решении любых учебных задач, способен к проведению сравнения, сопоставления, обобщения, уровень мотивации высокий, скорость протекания мыслительных процессов - высокая.
Констатирующий этап нашего исследования основывался на утверждениях, высказанных нами ранее, а именно:
В структуре критического мышления можно выделить три компонента: мотивационный, деятельностный и рефлексивно-оценочный.
В основе критического мышления лежат следующие виды мышления: понятийное, обобщенное и образное.
На данном этапе эксперимента нами исследовалась учебная мотивация школьников, способность учащихся к самостоятельным оценочным суждениям и уровень развития у них видов мышления, являющихся основой для формирования критического мышления.
Нами были использованы следующие методы исследования: анкетирование, тестирование, изучение продуктов деятельности школьников.
Для изучения мотивации школьников использовалась анкета (Приложение 1). Результаты анкетирования представлены в таблицах.
Результаты анкетирования контрольной группы
№ п/п |
Респондент |
Уровень мотивации |
1 |
Алёна А. |
средний |
2 |
Алёша Р. |
средний |
3 |
Аня З. |
высокий |
4 |
Богдан Л. |
низкий |
5 |
Вика Ч. |
средний |
6 |
Даниил Б. |
высокий |
7 |
Даниил М. |
средний |
8 |
Даша П. |
низкий |
9 |
Диана В. |
высокий |
10 |
Егор Л. |
высокий |
11 |
Ирина Г. |
средний |
12 |
Кирилл Л. |
высокий |
13 |
Кристина К. |
средний |
14 |
Коля Н. |
средний |
15 |
Макар Б. |
низкий |
16 |
Маша О. |
средний |
17 |
Олег Г. |
высокий |
18 |
Ольга Н. |
средний |
19 |
Саша Д. |
средний |
20 |
Света А. |
высокий |
21 |
Серёжа Е. |
средний |
22 |
Фёдор Н. |
высокий |
23 |
Яна Ж. |
высокий |
Это интересно:
Система подготовки заседаний Совета педагогов
Чтобы педсовет был действенным, каждому заседанию предшествует подготовка: знакомство с темой, просмотр всей работы, анализ каждым воспитателем своей деятельности с выводами: что не удается в работе с детьми и почему. Примерный план подготовки заседания Совета педагогов может быть представлен в сле ...
Проговаривание как прием формирования
орфографической зоркости
Орфографическое проговаривание это произнесение слова так, как будто все фонемы в нем представлены своими сильными позициями. А так как буквы - это значки фонем, прочитать слово побуквенно означает представить букву как знак сильной позиции фонемы (звука). Проворить слово орфографически, побуквенно ...
Итоги мониторинга ВУЗов и их филиалов по России
В целях реализации абзаца четвертого подпункта «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки», пункта 3 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 17 мая 2012 г. №ДМ-П8-2804 Ми ...