Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Терминологический аппарат исследования

Страница 1

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.

В педагогическом словаре контроль (французское слово controle) означает:

наблюдение в целях надзора, проверки и выявления отклонений от заданной цели и их причин;

функция управления, устанавливающих степень соответствия принятых решений фактическому состоянию дел.

По мнению И.П. Подласого, контроль означает выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.

В.А. Сластенин, рассматривая контроль как определенную систему проверки эффективности функционирования любого процесса, подчеркивал крайнюю его необходимость и для успешного протекания педагогического процесса, что вполне объяснимо с психологической точкой зрения. Каждый из участников педагогического взаимодействия неизбежно теряет рычаги управления своей деятельностью, если не получает информации о ее промежуточных результатах.

С кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика).

Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса. Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору форм и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы работы.

Н. Басова видит в контроле – «способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса». Он направлен как на деятельность учащихся, так и на собственную деятельность, а также на взаимодействие учащихся и учителя.

Проверка – это составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объекта информации о системе освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащихся, но и объема учебного труда последнего.

Оценка – это определение и выражение в условиях знаниях-баллах, а также в оценочных суждениях учителя степени усвоения учащимся знаний, умений, навыков, установленных программой, уровня прилежания и состояния дисциплин. Количественным выражением оценки является отметка (установленное обозначение, намеченные знаки, кодовые сигналы и т.д.).

Система проверки знаний и умений учащихся – органическая часть учебного процесса, и ее функции выходят далеко за пределы собственно контролирующей. Наряду с контролирующей (собственно проверочной) контроль выполняет взаимосвязанные обучающую, воспитывающую, развивающую функции.

Целью контролирующей функции является установление обратной связи (внешний: ученик-учитель и внутренний: ученик-ученик), а также учет результатов контроля. Обучающий контроль дается с профилактико - предупредительной целью, а также с целью управления обучением, формирования навыков и умений, их корректировки и совершенствования систематизации знаний. Учащиеся не только участвуют в опросе, задавая вопросы, отвечая на них, повторяя материал про себя, готовясь к тому, что сами могут быть опрошены в любой момент. Обучающую роль проверки и в том, что учащиеся слушают дополнительное объяснение и комментарии учителя по поводу плохого ответа ученика или плохо усвоенного материала.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Ступени формирования орфографического навыка
Процесс формирования орфографического навыка проходит несколько ступеней. Первая ступень - учебная ситуация, которая порождает потребность проверить орфограмму. Ученик ставит перед собой цель, осознает задачу. Вторая ступень - поиск способа решения орфографической задачи: опора на знания, на правил ...

Эмпирическое исследование психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников
Эмпирическое исследование по изучению эффективности работы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников проводилось на базе образовательного пространства г. Усть-Илимска Иркутской области в 2009 учебном году. В экспериментальной работе принимали участие ...

Лекция, как основа формирования научно – исследовательской деятельности учащихся
Лекция играет большую роль в семинарской, зачетной и лекционной системе знаний. С нее начинается изучение курса, раздела, темы. Она определяет основное содержание и характер всех других организационных форм. Выбор лекции как главного вида занятий обусловлен ведущей ролью теоретических знаний и деду ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru