Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Недоразвитие зрительного анализатора, как фактор, замедляющий речевое развитие

Педагогика и воспитание » Анализ психофизиологических факторов речевого развития ребенка в норме и в недоразвитии » Недоразвитие зрительного анализатора, как фактор, замедляющий речевое развитие

Под нарушением зрительного восприятия понимается недостаточность тех анализаторных процессов, которые связаны с восприятием предметного мира (Р.Е. Левина). Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка. Исследователи О.Л. Алексеев, Л.С. Волкова, Л.С. Выготский, Т.П. Головина, М.И. Земцова, В.А. Кручинин, А.Г. Литвак, И.С. Моргулис, Л.И. Солнцева и др. показали, что нарушение зрительного анализатора у ребенка с раннего возраста создает трудности спонтанного накопления им сенсорного опыта, что задерживает формирование психологической базы речи. Низкий уровень сенсорных процессов, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на развитие сохранных зрительных функций.

Нарушения у детей с нарушениями зрительного восприятия характеризуются неумением увидеть предмет как целое, несмотря на способность улавливать отдельные признаки и свойства его (оптико-гностические нарушения).

Из-за недостаточности предметных представлений нарушается познавательная работа ребенка, которая непосредственно отражается на овладении речью. Это обстоятельство вместе с пониженной подражательностью артикуляционным движением окружающих создает тяжелые препятствия для нормального формирования речи.

Крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов – вот что характерно для неговорящих детей, страдающих оптической агнозией. В тесной связи с таким недоразвитием находится сниженное понимание чтения и аграмматизм, который является также очень стойким проявлением речевой недостаточности.

Дети с нарушением зрительного восприятия овладевают грамотой легче, чем дети, страдающие акустико-гностической недостаточностью. Основные затруднения, которые при этом наблюдаются, связаны главным образом с усвоением графического образа букв, выработкой почерка, направлением строки и т.д. Но наряду с этим и при оптических нарушениях мы встречаем ошибки фонематического анализа.

Первичные возможности звукового анализа у этих детей оказываются достаточными, следовательно, не дефект слухового восприятия влияет на письмо, а неполное его развитие из-за основного оптического дефекта. Отставание предметного восприятия приводит к задержке восприятия речи окружающих, в связи с этим к недостаточно четкой дифференциации фонем, отражающейся в свою очередь на письме. Нарушения письма фонематического характера при оптических алалиях преодолеваются достаточно быстро.

У таких детей после овладения грамотой наблюдается недостаточное понимание читаемого текста в связи с недоразвитием значений.

Таким образом, для детей с нарушением зрительного восприятия характерны крайняя бедность представлений об окружающем, замедленное развитие понимания слов, сниженное понимание чтения и аграмматизмы, нарушения письменной речи. Встречаются ошибки фонематического анализа.

Это интересно:

Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздейс ...

Формирование ценностных ориентаций у подростков в системе деятельности классного руководителя
В Федеральной программе развития образования воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей. Сегодня ...

Особенности процесса профессионального развития педагога
Путь профессионального развития педагога – это постепенное, сложное и далеко не всегда линейное восхождение от дилетанта, самоучки, до истинного творца, субъекта профессиональной деятельности, автора собственной методической системы. В зрелом возрасте обостряется проблема несоответствия между Я-реа ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru