Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Выявление особенностей описательной речи у дошкольников с ОНР

Страница 1

Эксперимент проводился на базе средних групп муниципального дошкольного учреждения (МДОУ) компенсирующего вида № 321 октябрьского района города Красноярска. Обследование детей проводилось в сроки с 11.09. по 6.10.2007 года. В результате подготовительного этапа, включавшего предварительное психолого-педагогическое изучение детей, была сформирована экспериментальная и контрольная группы из 20 дошкольников в возрасте 4,5 – 5 лет, имевших логопедическое заключение ПМПК: ОНР III уровень.

Целью данного исследования явилось изучение состояния описательной речи дошкольников с ОНР.

Задачи:

1. выявить и проанализировать особенности описательной речи дошкольников с ОНР;

2. дать характеристику описательных рассказов детей;

3. составить индивидуальные и групповые профили уровня сформированности описательной речи дошкольников.

Основными направлениями в изучении детей стали следующие:

1. Изучение медико-психологической литературы, содержащей анамнестические данные детей;

2. Общее речевое обследование всех сторон речи дошкольников;

3.Углубленное изучение описательной речи, так как по результатам первого обследования данный вид речи наиболее труден и менее сформирован у данной группы испытуемых.

В основу констатирующего эксперимента были положены элементы стандартизированной методики «Обследование состояния связной речи детей с ОНР» В.П. Глухова, т.к. в настоящее время она представляется наиболее объективной и удобной в использовании и обработке результатов.

В целях комплексного исследования описательной речи использовалась серия заданий, которая включала в себя:

1. Составление рассказа описания по картине из серии «Времена года», в частности изображение зимы.

2. Описание предметов:

а) игрушка - кукла

б) дикое животное – белка (муляж)

Для составления описательного рассказа детям предлагались модели предметов (игрушки) и картины, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.

Ребенку предлагается в течение нескольких минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.

Задание 1.

Вопросный план к сюжетной картине «Зима» включал следующие вопросы:

1. Какое время года изображено на картине?

2. По каким признакам ты узнал это время года?

3. Кто изображен на картине? Опиши их (во что одеты, чем заняты и др.)

Задание 2.

При описании куклы давалась следующая инструкция-указание: «Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; скажи, из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове» и т.п. Некоторым детям указывалась и последовательность отображения основных качеств предмета в рассказе-описании.

Задание 3.

Описание дикого животного строилось в определенной последовательности:

1. Как называется это животное?

2. Оно дикое или домашнее? Почему? Поясни свой ответ (где живет, как добывает себе пищу и др.)

3. Расскажи про него? (внешний вид: шерстка, части тела; на ощупь и др.)

В.П. Глухов рекомендует использовать следующие показатели при оценке сформированности навыков монологической речи:

- степень самостоятельности при выполнении задания

- уровень логико-смысловой организации речевого высказывания

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Особенности использования логических задач и упражнений в процессе развития мыслительных операций у дошкольников
Многие полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современ ...

Виды методической продукции
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно-пропагандистской, организационно-инструктивной прикладной. 1. Информационно-пропагандистская методическая продукция содержит сведения, подлежащие расп ...

Глобальные перспективы в инклюзивном образовании
В современном мире насчитывается 650 миллионов инвалидов. Согласно данным EFA Global Monitoring в настоящее время более 77 миллионов детей в мире не ходят в школу, приблизительно 30–40% детей являются инвалидами, 781 миллион человек в мире являются неграмотными. Инклюзия – это попытка придать увере ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru