Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Понятие эстетического воспитания

Страница 1

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

В эстетическое воспитание входит эстетическое развитие, как процесс активизации восприятия, творческого воображения, образного мышления, эмоционального чувствования; формирования духовных потребностей. Сущность системы эстетического воспитания – влияние на воспитанников средствами искусства. Как полагает Б. Т. Лихачев, в теории эстетического воспитания существует несколько исходных положений:

чтобы развить в детях природные силы, создать условия для глубокого осознания эстетических явлений необходимо намеренное привлечение в различные виды творческой деятельности;

теория эстетического воспитания заключается в осознании огромного значения и духовной ценности для человека возвышенного, прекрасного, изящного;

необходимо комплексное решение задач в процессе преподавания искусства детям:

идейно – нравственное и художественное воспитание,

обучение навыкам и умениям, которые смогут обеспечить вовлечение детей в инициативную творческую деятельность,

развитие духовных и физических сущностных сил и творческих способностей.

Рассмотрим несколько понятий о целях эстетического воспитания, которые, в сущности, означают одно и то же. Б.Т. Лихачев видит цель как становление нравственно – эстетического гуманистического идеала у ребенка, многогранное развитие личности, умение чувствовать, понимать, видеть и создавать красоту. Цель эстетического воспитания, по мнению В.Н. Шацкой: "Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты". Т.е. искусству отводится важное место в эстетическом воспитании – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

Для эстетического воспитания детей надо решить ряд объективных противоречий и субъективных расхождений: от природы в ребенке заложены определенные задатки и возможности, которые могут в полной мере быть реализованы лишь при целенаправленном и организованном художественно – эстетическом образовании и воспитании. При его пренебрежении ребенок остается «глухим к подлинным духовным художественно – эстетическим ценностям».

Один из законов воспитания – воспитание ребенка в деятельности. В качестве воспитательного влияния используются средства искусства, которые развивают специальные способности и дарования некоторых его форм: изобразительное искусство, декоративно – прикладное искусство, музыкальное и другие. Художественная деятельность дошкольника – это средство и условие эстетического воспитания, работа, связанная непосредственно с такими видами искусств как: словесно-художественное творчество, дизайн, театрализованные игры, декоративно – прикладное и изобразительное искусство, музицирование.

Осуществление задач эстетического воспитания происходит при соблюдении следующих условий:

осуществление индивидуального подхода к детям;

благоприятная окружающая среда (помещение, одежда, игрушки);

содержание в быту произведений искусства;

личная инициатива и желание детей.

Ответственность за возникновение эстетических представлений и чувств ребенка является величайшей и лежит на круге его первичных контактов – родителях и ближайших родственниках. Это основание его эстетической культуры и оно должно быть заложено педагогически грамотными родителями, важен характер их эстетических требований, культурные условия семьи.

Широкие интересы к искусству, потребности в контакте с эстетическими проявлениями искусства в жизни относятся к социальным критериям эстетической воспитанности. В социальном смысле эстетическая воспитанность проявляется в совокупности отношения и поведения ребенка. Свидетельства степени эстетической воспитанности ребенка – это его отношения к людям в личной и общественной жизни, поступки, трудовая деятельность, отношение его к своему внешнему виду.

Эстетическая воспитанность формируется на целостности развитых природных сил, эмоционального чувствования, способностей восприятия, воображения, художественно – эстетической образованности – от этого зависит творческая индивидуальность, эстетическое отношение к искусству, своему поведению и к самому себе, к окружающему. Умение любоваться красотой, какими либо явлениями в жизни и искусстве – это важный признак эстетической воспитанности. Иногда, наблюдая за ребенком в картинных галереях или выставках, можно увидеть, как дети лишь бегло просматривают картины, не задерживаясь надолго, не останавливаясь, чтобы полюбоваться. Это говорит об отсутствии эстетической воспитанности, т. к. недостает важнейшего элемента эстетического отношения – любования. Эстетическую воспитанность характеризует способность к глубокому переживанию чувств – духовное наслаждение, чувство отвращения, чувство юмора, иронии, чувство гнева, страха, сострадания.

Страницы: 1 2

Это интересно:

Система образования и общественно-педагогическое движение в СССР и России с 1985 г
С 1985 г. новым руководством СССР взят курс на проведение преобразований в экономике, социальной сфере, внутриполитических и международных отношениях, на развитие демократии с широкой гласностью, создание правового государства. Происходящие процессы вызвали в стране бурную и неоднозначную реакцию р ...

Фонетико-фонематическое нарушение речи в работах отечественных специалистов
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. Фонематический слух является од ...

Формы и технология проведения заседаний педсовета
В зависимости от поставленных задач педсовет может быть: инструктивным; проблемным; оперативным . Примерная структура заседания Совета педагогов может выглядеть следующим образом. Вначале педсовета председатель объявляет вопросы, которые будут рассматриваться, в кратком вступительном слове определя ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru