Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Исследование восприятия устной речи:
1.Исследование состояния звукопроизношения.
Осуществлялось общепринятыми в логопедической практике методами. Оценка состояния звукопроизношения:
-Правильное произношение всех звуков - 4 балла
-Нарушение произношения 1 группы звуков - 3 балла
-Нарушение произношения 2 группы звуков - 2 балла
-Нарушение произношения 3 группы звуков -1балл
-Нарушение произношения свыше 3 групп звуков- 0 баллов.
2.Исследование восприятия речи на фонетическом уровне.
1) Повторение изолированных слогов. Материал: слоговые таблицы Н. Б. Покровского.
При восприятии лицо экспериментатора экранизируется.
Таблица 1.
Няк пуль бущ мят свум сось пиц чтал дроп хач
ниф зощ плись рып дум рысь лут сич вость дыс
френ рей бер чть выс гум трюх шеть тют ефь
ек стел тыпь геф бац трит шись деп здес торь
вок жоф эфт трух фик пефь вик щек кась зех.
Таблица 2.
Лир нет трен рась скум цать дян стот прыл крош
дуч свар порь нар зунь суп пяф заль сель хил
чтел лась хуф несть вый касть реф ряс фыл урм
жась кеш пыц гуть лишь бис туш дес сых яс
лень маф зюс чеф буф щеп длаф тер непь шодь
Таблица 3.
Рон нящ цый репь шох гипь яй фсоф тас кер
фсен чумь щал крыс вяф орай рир самь руфь дас
юц пел тряпь тящ мыл зах ность дечь тац прит
лог дыст пуг хас нип штись тум бяй ныф мям
куй зич жиг гом прас боть шарь нунь дмен вафь
Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной».
Оценка выполнения:
- неправильное воспроизведение от 1 до 2-х слогов - 3 балла;
- от 20 до 40 - 2 балла;
- от 40 до 60 -1 балл;
свыше 60 слогов – 0 баллов.
2) Повторение слов с различными частотными характеристиками спектра звучания,
Материал: 3 группы слов, ориентированные по своему составу на определенные частотные характеристики спектра звучания.
а) повторение слов, состоящих преимущественно из
высокочастотных звуков
-только из высокочастотных звуков(высокие+высокие): шить, тяжесть, десять, шутить, задеть, чуять, суша, счастье;
из высокочастотных в сочетании с среднечастотными звуками (высокие + средние): зал, цель, узел, сени, шило, сало, сено, ванна, сера, число.
из высокочастотных в сочетании с низкочастотными звуками (высокие + низкие); сок, черт, дед, усик, тяга, сода, шуба, сухо, живо.
б) повторение слов, состоящих преимущественно из среднечастотных звуков:
- только из среднечастотных звуков (средне + средние): ну, мы, рано, мера, ныне, еле, рана, мина, лимон, Мирон;
• из среднечастотных звуков в сочетании с высокочастотными (средние +высокие): наш, ночь, меньше, лучше, месяц, разрез, летал, иметь;
• из среднечастотных звуков в сочетании с низкочастотными (средние + низкие): над, нет, ряд, альфа, муха, мука, рота, нету, нота);
в) повторение слов, состоящих преимущественно из низкочастотных звуков:
- только из низкочастотных звуков (низкие + низкие): ход, быт, то, обувь, веко, туго, худо, утка, око, того;
из низкочастотных в сочетании со среднечастотными (низкие + средние): том, топ, конь, атом, воля, поле, пара, тонна, утро, дама)
Процедура: ребенку для восприятия поочередно предъявляется 3 группы слов, которые он должен воспроизвести. Каждое слово предъявляется один раз. Лицо экранизируется.
Инструкция: «Слушай внимательно. Я буду говорить слова, повторяй за мной».
Оценка выполнения:
- правильное воспроизведение слов трех групп- 3 балла
- ошибочное воспроизведение слов одной из групп -2 балла
- ошибочное воспроизведение слов из 2-х групп-1 балл,
- ошибочное воспроизведение слов из 3-х групп - 0 баллов.
3. Исследование восприятия речи на фонологическом уровне.
1) Различение согласных звуков различной степени акустической и артикулярной противопоставленности в словах.
Материал: предметные картинки (слова-квазеомонимы): почка - бочка, катушка - кадушка, кора -гора, софа - сова, зуб - суп, лук - люк, круг - крюк, осы-оси, банка - банька, мишка - мышка, сом - том, зверь – дверь, лиса - лица, кочка - кошка, Марина - малина, рак - лак, крыша-крыса, мишка - миска, роза - рожа.
Это интересно:
Дизартрия как сложное речевое нарушение
Дизартрия – одно из самых частых расстройств речи. В настоящее время ее значение для детской практики резко возросло в силу того, что недостаточность двигательного отдела центральной нервной системы в раннем детском возрасте становится все более обычным явлением. В частности, дизартрия является одн ...
Обдумывание заголовка
Беря в руки любой текст, читатель должен ставить перед собой задачу выделить главное, т. е. понять, ради чего написан этот текст. Заголовок – это «входная дверь» текста. Мысленная обработка заголовка – первый шаг к уяснению идеи автора. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом, в ходе ...
Методы, формы и задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Успех эстетического воспитания обусловливается совместной деятельностью воспитателя и ребенка. В процессе этой деятельности происходит развитие его творческих способностей, осознание отношения к предметной, природной, социальной среде. Также для результата необходимо учитывать индивидуальные потреб ...