Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития » Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Страница 5

Как видно из этой таблицы, наибольший процент составили дети с неправильным произношением звука или звуков в речи при их правильном изолированном произношении или произношении в простых словах. Причем, максимальную трудность представляла автоматизация звуков [Р] [Р'] [Л], свистящих. Нарушение свистящих в большинстве случаев было представлено межзубным сигматизмом. Звук [Л] либо первоначально отсутствовал, либо имел место губно-губной ламбдацизм. Звук [Р] был представлен одноударным вариантом, велярным ротоцизмом или отсутствовал.

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении наблюдалась 40% детей с ЗПР. Это, по всей видимости, обусловлено существованием нечетких артикуляторных образов, приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создается помеха для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков.

Далее исследовалось восприятие речи на фонологическом уровне (различение согласных звуков в словах и слогах).

При исследовании слуховой дифференциации звуков на материале слов-квазеомонимов было выявлено, что у детей с задержкой психического развития общее количество баллов - 19. Наиболее часто дети неверно указывали на картинку, если в ее названии содержались звуки, отличающиеся по признаку звонкости, глухости (рис.1).

10

9

8

7

6 15,15%

5 9,09%

4 6,06%

3 3,03%

2

1

1 2 3 4

По оси ординат — количество ошибок

По оси абсцисс- признаки различения звуков акустической и артикуляторной близости:

1 -глухость- звонкость,

2- твердость-мягкость,

3- акустической и артикуляторной удаленности,

4- акустической близости, но артикуляторной удаленности.

Максимальную сложность для выполнения представил полный, анализ слов т.е. определение последовательности и количества звуков (3-я серия задания). Причем большинство ошибок имело место при определении последовательности звуков в словах.

25% детей вовсе не смогли справиться с заданием (называли все звуки наугад или слоги).

Характерной ошибкой явилось пропуск гласных звуков (пример, в слове "дом" 1-й звук '"д", 2-ой звук "м"). Эта ошибка встречалась при анализе слов у всех испытуемых. При анализе слова "кошка" дети опускали согласную "Ш" или "К" в середине слова. Еще одной характерной ошибкой было перечисление слогов вместо звуков (пример:"луна" 1-ый звук "лу", 2-ой "на"). Такая ошибка встречалась у 30% детей с задержкой психического развития.

При определении количества звуков тоже соответственно, допускалось, множество ошибок. Если ребенок слово "дом" разложил на звуки "д" и "м", то количество звуков будет им определено ошибочно. Но зачастую, дети число звуков определяли наугад.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Афористика как этнопедагогический феномен
Важную роль в формировании личности играет культура, в том числе традиционная культура воспитания, с самого раннего детства нацеливающая на сохранение свойственного ребенку пластичного контакта с окружающим миром, на следование непреходящим истинам, добру и красоте. В народных афористических изрече ...

Периодизация развития речи у детей
Речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости; лишь бы были развиты слух, зрение, осязание, обоняние; развиты психические процессы: вни ...

Принципы организации уроков информатики
Сформулируем несколько основных принципов организации урока информатики для младших школьников, обеспечивающих высокую степень активизации познавательной деятельности учащихся при одновременном достижении основных целей урока. 1. Использование преимущественно игровых форм занятий, особенно на начал ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru