Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
1. Анализ ошибок фонематического восприятия.
Анализ исследований показал, что ни один ребенок не выполнил все предложенные задания правильно, без ошибок. Общее число баллов по всем заданиям резко различаются. Так, у 10 исследуемых детей с задержкой психического развития общее число баллов - 113.
Результаты обследования состояния звукопроизношения у детей с задержкой психического развития с учетом количества дефектно произносимых ими звуков приведены в таблице 1, 2, 3.
Количественная характеристика состояния нарушения звукопроизношения с учетом числа дефектно произносимых звуков приведена в таблице 1.
Таблица 1.
Нарушение звукопроизношения.
Кол-во детей |
Показатели % | |
Неправильное произношение |
4 |
40 |
Неправильное произношение 2-х групп зв-в |
3 |
30 |
Неправ. Произношение свыше 2-х групп зв-в |
3 |
30 |
Таким образом, наиболее распространенным у детей с задержкой психического развития было нарушение произношения 2-х групп звуков. Среди нарушенных звуков оказались соноры, а среди сохраненных переднеязычные, заднеязычные и звук "Й".
Степень распространенности неправильного произношения различных групп звуков у обследуемых детей представлена в таблице 2.
Таблица 2
Количество детей с нарушенным звукопроизношением.
Группы звуков |
Кол-во детей с нарушенным звукопроизношением |
Показатели % |
Свистящие:с,с’,з,з, ц |
4 |
40 |
Шипящие:ш,щ, ж,ч. |
4 |
40 |
Сонорные: р р’ л л’ |
5 5 5 4 |
50 50 50 40 |
Анализ экспериментальных данных показал, что своеобразие количественных нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР артикуляторной сложностью звуков, и немаловажную роль играют и акустические характеристики. Как видно из таб. 2, самыми распространенными оказались нарушения произношения сонорных звуков "Р", "Р'", "Л", которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, по данным В.И. Бельтюкова, являются акустически близкими между собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки, нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически близкими между собой. Это свидетельствует о наличие у дошкольников с ЗПР нарушений слухового восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного произношения.
Неоднородными оказались и уровни нарушенного произношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития ребенка.
Таблица 3
Уровни нарушенного произношения
Кол-во детей |
Показатели % | |
Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков |
1 |
10 |
Неправильное произношение звука или звуков в речи при правильном произношении изолированно или в лёгких словах |
4 |
40 |
Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении |
4 |
40 |
Нарушение дифференциации близких по звучанию или артикуляции звуков речи при умении правильно произносить звуки |
1 |
10 |
Это интересно:
Методика обучения счету и основам математики детей
дошкольного возраста через игровую деятельность
В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все это ...
Результаты контрольно-педагогических испытаний школьников первого класса
В исследованиях принимали участие 29 первоклассников из экспериментальной группы (14 мальчиков и 15 девочек) и 36 - из контрольной (17 мальчиков и 19 девочек). Экспериментальная группа делилась на три подгруппы с учетом физического развития. В первую подгруппу (уровень "ниже среднего") во ...
Определение эффективности комплекса индивидуальных заданий, направленных на
повышение качества знаний на уроках «Окружающий мир»
Результаты повторного диагностирования показали, что формирующий эксперимент дал положительные результаты. У младших школьников появился интерес к урокам «Окружающий мир», повысилась успеваемость. Так, после эксперимента процент успеваемости повысился на 11,7% и составил 94,1%, такого большого скач ...