Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития » Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Страница 4

1. Анализ ошибок фонематического восприятия.

Анализ исследований показал, что ни один ребенок не выполнил все предложенные задания правильно, без ошибок. Общее число баллов по всем заданиям резко различаются. Так, у 10 исследуемых детей с задержкой психического развития общее число баллов - 113.

Результаты обследования состояния звукопроизношения у детей с задержкой психического развития с учетом количества дефектно произносимых ими звуков приведены в таблице 1, 2, 3.

Количественная характеристика состояния нарушения звукопроизношения с учетом числа дефектно произносимых звуков приведена в таблице 1.

Таблица 1.

Нарушение звукопроизношения.

Кол-во детей

Показатели %

Неправильное произношение

4

40

Неправильное произношение 2-х групп зв-в

3

30

Неправ. Произношение свыше 2-х групп зв-в

3

30

Таким образом, наиболее распространенным у детей с задержкой психического развития было нарушение произношения 2-х групп звуков. Среди нарушенных звуков оказались соноры, а среди сохраненных переднеязычные, заднеязычные и звук "Й".

Степень распространенности неправильного произношения различных групп звуков у обследуемых детей представлена в таблице 2.

Таблица 2

Количество детей с нарушенным звукопроизношением.

Группы звуков

Кол-во детей с нарушенным звукопроизношением

Показатели %

Свистящие:с,с’,з,з, ц

4

40

Шипящие:ш,щ, ж,ч.

4

40

Сонорные: р

р’

л

л’

5

5

5

4

50

50

50

40

Анализ экспериментальных данных показал, что своеобразие количественных нарушений звукопроизношения у дошкольников с ЗПР артикуляторной сложностью звуков, и немаловажную роль играют и акустические характеристики. Как видно из таб. 2, самыми распространенными оказались нарушения произношения сонорных звуков "Р", "Р'", "Л", которые являются наиболее яркими в акустическом плане и наиболее сложными в артикуляторном. За ними следуют группы свистящих и шипящих. Звуки, входящие в эти группы, по данным В.И. Бельтюкова, являются акустически близкими между собой в противовес сонорным. В свою очередь свистящие звуки, нарушенные в большей степени, чем шипящие, являются самыми акустически близкими между собой. Это свидетельствует о наличие у дошкольников с ЗПР нарушений слухового восприятия, отрицательно влияющего на усвоение нормативного произношения.

Неоднородными оказались и уровни нарушенного произношения, отражающие этапы усвоения звука в процессе развития ребенка.

Таблица 3

Уровни нарушенного произношения

Кол-во детей

Показатели %

Полное неумение правильно произносить звук или группу звуков

1

10

Неправильное произношение звука или звуков в речи при правильном произношении изолированно или в лёгких словах

4

40

Полиморфное нарушение звукопроизношения, при котором часть звуков не автоматизирована, остальные смешиваются в произношении

4

40

Нарушение дифференциации близких по звучанию или артикуляции звуков речи при умении правильно произносить звуки

1

10

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Проблемы управления развитием образования
Несмотря на происходящие позитивные изменения, управление образованием все еще находится в промежуточной стадии своего движения от одного способа работы к качественно иному и сохраняет еще ряд существенных недостатков прошлого. Действующие сегодня на всех уровнях системы образования структуры управ ...

Характеристика исследуемых школьников и организация исследований
В исследованиях применялся метод лонгитудинальных исследований. Как известно, в отличие от так называемого генерализирующего метода исследований, когда в течение короткого промежутка времени обследуются все возрастные группы школьников и на этой основе дается усредненная картина, динамические, лонг ...

Основные педагогические идеи Я.А. Коменского
Свой главный педагогический труд «Великая дидактика» Я.А. Коменский начал писать в Чехии и закончил в Польше. Первоначально написан на чешском языке, затем в 1638 г. переведён Я. А. Коменским на латинский язык и издан в Амстердаме в 1657 г. В настоящей книге печатается по изданию: Коменский Я. А. И ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru