Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Возможность целенаправленного формирования и развития мотивов человека остаётся мало изученным вопросом в отечественной и зарубежной психологии. Важность этой проблемы обусловлена взаимосвязью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом.
Тип личности, мотив и мотивация ее поведения в основном зависят: от объема (количества) сфер жизнедеятельности, в которые она включена, и от характера соотношения сфер жизнедеятельности личности (т.е. от того вида деятельности, который является главным в ее жизни или который она считает главным); от степени включения индивида в сферы его жизнедеятельности с точки зрения полноты реализации им социальных функций личности. Изменение и расширение круга деятельности способствуют развитию мотивов. Мотив определяет деятельность, осуществляемую человеком.
Исследования ученых по проблеме взаимоотношения мотивов и деятельности показывают, что мотивы являются внутренней детерминацией деятельности, ее побудительным компонентом. Компоненты структуры возможной мотивации любой человеческой деятельности могут быть выделены по разным основаниям. Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:
удовольствие от процесса деятельности;
прямой конечный результат деятельности;
вознаграждение за деятельность;
депривация (избежание) страха наказания.
Каждый из названных мотивов может иметь отрицательную "валентность" и силу. Первые два компонента выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (её процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а другие два предполагают факторы воздействия (положительные и отрицательные), внешние по отношению к деятельности. Последние два компонента (определяемые как награда и избежание наказания) являются составляющими мотивации достижения.
Способ формирования мотивов опирается на "потребность в эмоциональных переживаниях" или "эмоциональную направленность личности" (Б.И. Додонов). В соответствии с этим выявлены эмоциональные типы направленности личности:
1) альтруистический тип (потребность в содействии, помощи другим);
2) коммуникативный (потребность в общении);
3) глорический (от лат. "Gloria" - "слава", потребность в самоутверждении, славе);
4) практический (чувства, связанные с деятельностью, изменением её в ходе работы);
5) пугнический (от лат. "pugna" - "борьба", потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе);
6) романтический (потребность в созерцательности, мечтательности);
7) гностический (от лат. "gnosis" - "знание", потребность в приобретении знаний);
8) эстетический (потребность в наслаждении прекрасным);
9) гедонический (потребность в душевном и телесном комфорте);
10) акцитивный (от франц. "acquisition" - "приобретение", потребность в накоплении, коллекционировании).
Независимо от сложившегося у школьника типа эмоциональной направленности, считается, что на его основе можно влиять на развитие и формирование мотивов учения.
Мотивация деятельности меняется в ходе ее развития. По мере развития самого человека (с возрастом) происходит и изменение его деятельности.
В механизме непосредственного управления деятельностью со стороны психики можно выделить пять блоков.
1. Мотивационный компонент - включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Деятельность учителя направлена на осознание обучаемыми целей и задач предстоящей работы. Это достигается при помощи создания проблемной ситуации, формулировки основной учебной задачи.
Это интересно:
Врачебно-педагогический контроль
В течение периода исследовательской работы за школьниками осуществлялся тщательный врачебно-педагогический контроль. На основании данных исследований оценивалась эффективность экспериментальных методик занятий со школьниками, физиологическая нагрузка, уровень физической подготовленности и состояние ...
Структура образования в США
Обучение в американских вузах ведется по трем основным уровням с разным содержанием и назначением. Первые четыре года (или эквивалентный период времени в системе заочного обучения) высшего образования в США называются первой ступенью и завершаются присвоением степени бакалавра. Слово «колледж», хот ...
Из опыта работы учителя Куприенко Елены Владимировны МОУ СОШ п. Шумячи по
организации музыкального воспитания
15 сентября я впервые встретилась с учителем Куприенко Еленой Владимировной. В школе она работает пять лет. Хотя стаж у нее небольшой, она учитель первой категории. На внеклассное мероприятие к ней, Елена Владимировна предложила придти мне 1 октября. Это всемирный день музыки. В этот день она запла ...