Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...
Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...
Возможность целенаправленного формирования и развития мотивов человека остаётся мало изученным вопросом в отечественной и зарубежной психологии. Важность этой проблемы обусловлена взаимосвязью вопроса о развитии мотивов и потребностей с вопросом о развитии личности в целом.
Тип личности, мотив и мотивация ее поведения в основном зависят: от объема (количества) сфер жизнедеятельности, в которые она включена, и от характера соотношения сфер жизнедеятельности личности (т.е. от того вида деятельности, который является главным в ее жизни или который она считает главным); от степени включения индивида в сферы его жизнедеятельности с точки зрения полноты реализации им социальных функций личности. Изменение и расширение круга деятельности способствуют развитию мотивов. Мотив определяет деятельность, осуществляемую человеком.
Исследования ученых по проблеме взаимоотношения мотивов и деятельности показывают, что мотивы являются внутренней детерминацией деятельности, ее побудительным компонентом. Компоненты структуры возможной мотивации любой человеческой деятельности могут быть выделены по разным основаниям. Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:
удовольствие от процесса деятельности;
прямой конечный результат деятельности;
вознаграждение за деятельность;
депривация (избежание) страха наказания.
Каждый из названных мотивов может иметь отрицательную "валентность" и силу. Первые два компонента выявляют направленность, ориентацию на саму деятельность (её процесс и результат), являясь внутренними по отношению к ней, а другие два предполагают факторы воздействия (положительные и отрицательные), внешние по отношению к деятельности. Последние два компонента (определяемые как награда и избежание наказания) являются составляющими мотивации достижения.
Способ формирования мотивов опирается на "потребность в эмоциональных переживаниях" или "эмоциональную направленность личности" (Б.И. Додонов). В соответствии с этим выявлены эмоциональные типы направленности личности:
1) альтруистический тип (потребность в содействии, помощи другим);
2) коммуникативный (потребность в общении);
3) глорический (от лат. "Gloria" - "слава", потребность в самоутверждении, славе);
4) практический (чувства, связанные с деятельностью, изменением её в ходе работы);
5) пугнический (от лат. "pugna" - "борьба", потребность в преодолении опасности, интерес к борьбе);
6) романтический (потребность в созерцательности, мечтательности);
7) гностический (от лат. "gnosis" - "знание", потребность в приобретении знаний);
8) эстетический (потребность в наслаждении прекрасным);
9) гедонический (потребность в душевном и телесном комфорте);
10) акцитивный (от франц. "acquisition" - "приобретение", потребность в накоплении, коллекционировании).
Независимо от сложившегося у школьника типа эмоциональной направленности, считается, что на его основе можно влиять на развитие и формирование мотивов учения.
Мотивация деятельности меняется в ходе ее развития. По мере развития самого человека (с возрастом) происходит и изменение его деятельности.
В механизме непосредственного управления деятельностью со стороны психики можно выделить пять блоков.
1. Мотивационный компонент - включает в себя потребности, интересы, мотивы, то есть все то, что обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания. Деятельность учителя направлена на осознание обучаемыми целей и задач предстоящей работы. Это достигается при помощи создания проблемной ситуации, формулировки основной учебной задачи.
Это интересно:
Программа оптимизации деятельности сельского дома культуры п.Ясногорский по
организации детского досуга на 2007 год
Значение досуга в становлении и развитии личности ребёнка очень велико. Он выполняет ряд важных функций в сфере свободного времени, среди которых коммуникативная, творческая, рекреационная, гедонистическая. Посредством досуга происходит приобщение детей к культурным ценностям, традициям и обычаям. ...
Особенности применения дидактических игр при
обобщении знаний учащихся
На этапе обобщения знаний целесообразно проводить уроки в форме путешествия в сказочную страну или условной экскурсии в лес с элементами игры. При обобщении темы “Нумерация чисел в пределах 20” можно предложить следующую ситуацию. Класс отправляется на луг ловить бабочек. Начинается игра “Поймай ба ...
Теоретические основы модульного обучения
Технология модульного обучения, использующая укрупненное структурированное содержание учебного материала, носит название технологии модульного обучения. Технология модульного обучения – одна из тактик обучения, которая по своей сути, являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимиз ...