Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Педагогика и воспитание » Системный анализ особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития » Изучение особенностей фонематического восприятия у старших дошкольников с задержкой психического развития

Страница 7

Общий балл выполнения задания - 5.

Результаты исследования фонематических представлений были значительно выше результатов, полученных при исследовании фонематического анализа и синтеза

Исследования включало две серии заданий. 1-я серия - отбор картинок с заданным звуком ("Р"), 2-я серия - нужно было самому придумать слова со звуком "С". 30% детей с задержкой психического развития не смогли справиться с этими заданиями.

При отборе картинок на заданный звук дети, усвоив принцип отбора, не всегда откладывали все имеющиеся картинки с этим звуком, т.к. у детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Этим детям очень сложно составить программу своих действий. Ведь нужно посмотреть на картинку, вспомнить ее название, проанализировать его, выделить данный звук (или нет), отложить картинку в сторону и так с каждой из десяти картинок.

Таким образом, все четыре картинки, содержащие в названии звук "Р" правильно отложили 30% детей с задержкой психического развития; 3 картинки из четырех -20 %; 2 картинки из четырех - 20%.

При исследовании 2-ой серии были получены следующие результаты: смогли придумать слова на заданный звук "С" 70 % испытуемых. Не справились с выполнением этой серии - 30% детей.

Но и здесь не обошлось без ошибок. Эти ошибки проявляясь в замене артикуляторно и акустически близких "С".- "Ц", "С'-З" (например, слова на звук "С": зонтик, цветы) - 10% детей, начав правильно выполнять задание, переключались на придумывание слов, не содержащих заданный звук (пример, слова на звук "С - собака, коска). Так же у 10% детей наблюдалось переключение с выполнения основной задачи на другую: ребенок начинал придумывать слова, относящиеся к одному родовому понятию (пример, слова на звук "С" - стол, стул, диван).

Проведенный анализ результатов позволяет сделать вывод о недоразвитии фонематических представлений у детей с задержкой психического развития.

Анализ результатов исследования фонематических функций показал очень низкий уровень развития фонематического анализа- синтеза и представлений у дошкольников с задержкой психического развития.

Дети недостаточно сознательно оперируют элементами языка, овладев некоторыми умственными действиями, они не могут осуществлять анализ слов в целом. Дети либо недостаточно, либо абсолютно не усвоили разницу между понятиями "звук" и "слог".

Недоразвитие фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития свидетельствует о том, что вследствие нейропсихологических особенностей к 6-7 годам они оказываются недостаточно подготовленными к языковым наблюдениям, сравнениям, обобщениям. Незрелость центральной нервной системы (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании связей между анализаторами) у этих детей сказывается на недоразвитии фонематических функций.

В процессе исследования звуко-слоговой структуры не отмечалось нарушений на уровне слов и предложений у 10% детей дошкольников с задержкой психического развития. У 20% детей не выявлено нарушений звуко-слоговой структуры на уровне слов. Все остальные дети допустили ошибки. Сложность представляли слова, состоящие из 4-5 слогов (таблица5)

Таблица 5.

Определения звуко-слоговой структуры слова в 4-5 сложных словах.

Характер слоговой структуры

Количество детей допустивших ошибки

Показатель %

Трёхсложные без стечения согласных

0

0

Четырёхсложные без стечения согласных

2

20

Четырёхсложные со стечением согласных

1

10

Пятисложные

8

80

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Это интересно:

Правила, определяющие последовательность проблемных ситуаций
Правило первое. Чтобы обеспечить проблемное усвоение более или менее сложной системы знаний и действий, необходимо создать последовательную систему проблемных ситуаций. При этом в каждой проблемной ситуации в качестве неизвестного выступает одно усваиваемое отношение, принцип действия или существен ...

Особенности психического развития умственно отсталых детей
Умственная отсталость -- это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, и ...

Педагогические идеи преподавания функциональной зависимости в начальной школе
В течение нескольких столетий понятие функции изменялось и совершенствовалось. Необходимость изучения функциональной зависимости в школьном курсе математики начальной школы была в центре внимания педагогической печати уже со второй половины XIX века. Большое внимание этому вопросу уделили в своих р ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru