Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов

Страница 1

Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей целого ряда социальных и гуманитарных на­ук. Количественный рост числа тех среди них, которые занимались изу­чением образования, был пропорционален актуализации его проблема­тики и усилению внимания к нему в обществе со стороны отдельных социальных групп и слоев, конкретных людей. Чем больше образование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее — и количественно, и качественно — становились его научные исследова­ния. Их осуществление в рамках тех или иных наук означало формиро­вание различных подходов к изучению образования. Определим коротко содержание некоторых из них.

Педагогический подход к образованию

Очевидно, что генетически первой наукой, проявившей интерес к не­му как объекту исследования, стала педагогика. Само ее возникнове­ние в качестве отрасли научного знания, самостоятельной научной дисциплины находилось в тесной и неразрывной связи с развитием образования. Можно бесконечно долго спорить о том, что является объектом и педагогики (дискуссии такого характера продолжаются и по сей день). Можно продолжать выяснять, как соотносятся воспитание, обучение и образование, каковы их сущность, задачи, закономерности, роль в жизни общества и развитии личности. Но нельзя не признать внутренней и органичной связи между образованием и научно - педагогическим подходом к нему — исторически первым подходом к образованию в системе научного знания. Не вдаваясь в полемику (она просто не входит в круг задач нашего исследования), отметим, что этот подход сформировался в XVII—XIX вв. в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и других, в том числе отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого.

Остановимся на кратком рассмотрении терминологического описания понятия «образование» в рамках педагогического подхода. Термин «образование» содержит ряд значений и получает множественные толкования, даже если не иметь в виду под образованием действия по созданию чего-либо в результате какого-то процесса. Академический четырехтомный «Словарь русского языка» приводит два основных толкования термина: 1) образование — это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; 2) образование — это совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Используя иное, более широкое значение слова «образование» — образование как создание, формирование кого-либо или чего-либо, можно связать педагогический подход к образованию с созданием, формированием человека, осуществляемым в ходе учебно-воспитательного процесса с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности, точнее, педагогического взаимодействия, базирующегося на признании различных типов отношений между его субъектами.

В этом смысле образование является и объектом, и предметом педагогики, понимаемой и как наука, и как искусство (практика). Вообще же под педагогическим подходом будем иметь в виду прежде всего научно - педагогический, т.е. осуществляемый с позиций педагогической теории, педагогической науки, хотя при этом следует, конечно, иметь в виду, что последняя сильна только тогда, когда опирается на педагогическую практику.

Большинство иных научных подходов к изучению образования сложилось позднее, в основном в XX столетии. Уже в начале века про­исходит осмысление тесной связи между развитием науки, производ­ства и состоянием образования. Перспективы его прогресса и вклад общества (государства) в этот процесс заставляют представителей фи­лософской, экономической, социологической, психологической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования, Вместе с тем резко повышается интерес к обучающемуся человеку, особенно заметный в психологии и физиологии

На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках названных выше наук, разрабатывались, дета­лизировались. На их основе возникали научные школы, формирова­лись особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования, экономика образования, со­циология образования и др.

Дифференциация научного знания об образовании получила настолько выраженный характер, что оказалась вполне естественной обратная реакция — возник интерес к интеграции отраслей науки, за­нимающихся исследованием образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Экспериментальное исследование влияния СМИ на социальное развитие современного младшего школьника
Исследование было проведено на базе МОУ СОШ № 12 г. Ставрополя. Целью исследования было определить степень влияния теле - и видеопросмотра на социальное развитие младшего школьника. В ходе исследования нами решались следующие задачи: Изучить методическую литературу; Подобрать примерный перечень воп ...

Методика организации государственной аттестации учащихся 9-х классов
Устные экзамены по физической культуре лучше проводить в спортивном зале, который подразделяется на три сектора. В первом секторе располагаются члены аттестационной комиссии, число которых должно быть не менее трех человек. В число экзаменаторов, кроме учителей физической культуры, могут вводиться ...

Качество обучения иностранному языку
Качество обучения – это уровень подготовки учащихся к ответам, умению выразить мысль. Проявляется в формировании навыков и умений от простого к сложному. Качество обучения иностранному языку – это умение общаться и грамотно строить беседу на иностранном языке. Качество обучения зависит от качества ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru