Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов

Страница 1

Образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей целого ряда социальных и гуманитарных на­ук. Количественный рост числа тех среди них, которые занимались изу­чением образования, был пропорционален актуализации его проблема­тики и усилению внимания к нему в обществе со стороны отдельных социальных групп и слоев, конкретных людей. Чем больше образование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее — и количественно, и качественно — становились его научные исследова­ния. Их осуществление в рамках тех или иных наук означало формиро­вание различных подходов к изучению образования. Определим коротко содержание некоторых из них.

Педагогический подход к образованию

Очевидно, что генетически первой наукой, проявившей интерес к не­му как объекту исследования, стала педагогика. Само ее возникнове­ние в качестве отрасли научного знания, самостоятельной научной дисциплины находилось в тесной и неразрывной связи с развитием образования. Можно бесконечно долго спорить о том, что является объектом и педагогики (дискуссии такого характера продолжаются и по сей день). Можно продолжать выяснять, как соотносятся воспитание, обучение и образование, каковы их сущность, задачи, закономерности, роль в жизни общества и развитии личности. Но нельзя не признать внутренней и органичной связи между образованием и научно - педагогическим подходом к нему — исторически первым подходом к образованию в системе научного знания. Не вдаваясь в полемику (она просто не входит в круг задач нашего исследования), отметим, что этот подход сформировался в XVII—XIX вв. в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и других, в том числе отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого.

Остановимся на кратком рассмотрении терминологического описания понятия «образование» в рамках педагогического подхода. Термин «образование» содержит ряд значений и получает множественные толкования, даже если не иметь в виду под образованием действия по созданию чего-либо в результате какого-то процесса. Академический четырехтомный «Словарь русского языка» приводит два основных толкования термина: 1) образование — это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; 2) образование — это совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Используя иное, более широкое значение слова «образование» — образование как создание, формирование кого-либо или чего-либо, можно связать педагогический подход к образованию с созданием, формированием человека, осуществляемым в ходе учебно-воспитательного процесса с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности, точнее, педагогического взаимодействия, базирующегося на признании различных типов отношений между его субъектами.

В этом смысле образование является и объектом, и предметом педагогики, понимаемой и как наука, и как искусство (практика). Вообще же под педагогическим подходом будем иметь в виду прежде всего научно - педагогический, т.е. осуществляемый с позиций педагогической теории, педагогической науки, хотя при этом следует, конечно, иметь в виду, что последняя сильна только тогда, когда опирается на педагогическую практику.

Большинство иных научных подходов к изучению образования сложилось позднее, в основном в XX столетии. Уже в начале века про­исходит осмысление тесной связи между развитием науки, производ­ства и состоянием образования. Перспективы его прогресса и вклад общества (государства) в этот процесс заставляют представителей фи­лософской, экономической, социологической, психологической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования, Вместе с тем резко повышается интерес к обучающемуся человеку, особенно заметный в психологии и физиологии

На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сформулированные в рамках названных выше наук, разрабатывались, дета­лизировались. На их основе возникали научные школы, формирова­лись особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования, экономика образования, со­циология образования и др.

Дифференциация научного знания об образовании получила настолько выраженный характер, что оказалась вполне естественной обратная реакция — возник интерес к интеграции отраслей науки, за­нимающихся исследованием образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Организация работы по развитию межличностных взаимодействий
На формирующем этапе эксперимента была организованна серия игр на развитие межличностных взаимодействий, разработана тематика классных часов «Вместе весело шагать», «Дружба крепкая не сломается», «В мире добра и зла». Дети принимали активное участие в организованных играх, готовили материал для про ...

Аналитическое исследование установок и результатов воспитания
Классическая теория психоанализа внесла неоценимый вклад в развитие и анализ представлений семейных взаимоотношений. Это была первая теория, которая рассматривала детско-родительские отношения в качестве главного фактора развития детей и взросления подростков. По З.Фрейду, мать является для ребёнка ...

Детско-юношеский военно-патриотический клуб «Святогор»
Клуб «Святогор» был основан в 2006 году по инициативе диакона Борисоглебского на Устье мужского монастыря Геннадия Липатова. Название клуба было выбрано им не случайно, ведь по преданию именно в этих краях находился терем непобедимого богатыря Святогора - древнейшего охранителя Руси, побратима и уч ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru