Учебная мотивация студента

Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию...

Экологическая культура

Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости...

Мониторинг ВУЗов

Мониторинг высших учебных заведений и его филиалов волнует всех жителей страны...

Полидисциплинарное изучение образования в рамках различных научных подходов

Страница 3

Другая опасность состоит в отрыве философского подхода к образованию от конкретно-научных — экономического, психологического, социологического и других — подходов. Эта опасность столь же реальна для обозначенных выше подходов к образованию при рассмотрении их отношения к философскому. Анализ имеющейся литературы убедительно доказывает наличие такого отрыва. Редко кто-либо из экономистов, психологов, социологов, исследующих проблематику образова­ния, обращается к работам философов в этой области научного знания.

Между тем использование философского подхода к образованию дает понимание основных направлений и перспектив его развития, без чего нельзя выстроить ни стратегии, ни практики, ни политики в этой сфере общественной и личной жизни. Применение философского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшего явления современности, как единое мировое образовательное пространство, без осмысления интеграции в которое вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь заметные достижения в области обучения, воспитания, профессиональной подготовки, социализации, развития личности.

Именно философский подход нацеливает на осмысление образования как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу его сущностных характеристик. Анализ многосторонних и многоаспектных противоречий в сфере образования ведет, с позиций философского подхода, к осознанию и раскрытию существа мирового (а тем более национального) образовательного кризиса, состоящего в признании неспособности современного образования удовлетворительно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-лич­ные задачи и выполнять основные функции.

Философский анализ образования как явления противоречивого, с одной стороны, общественного (социального, экономического и культурного), с другой — индивидуально-личностного, позволяет рассматривать эти противоречия более конкретно и детально в рамках иных научных подходов, в первую очередь экономического и социологического.

Экономический подход к образованию

0чень развитым и весьма значимым для XX в. оказался экономичес­кий подход к образованию. В рамках этого подхода образование рассматривается в качестве одного из важнейших социально-экономическх ресурсов развития как общества, так и личности. В 1920-х гг. С. Г. Струмилин, тогда еще молодой отечественный экономист, обос­новывал прямое воздействие повышения образовательного уровня работников на рост общественной и индивидуальной производитель­ности труда.

Известно, что впервые вопросы экономики образования были под­няты еще во второй половине XVIII в. А. Смитом, а затем Дж.Ст. Миллем. Смит приравнивал человека, получившего образование и затра­тившего на это много труда и времени, к одной из самых дорогих машин, а Милль выводил развитие образования за пределы рыночной экономики, которая не в состоянии сама по себе диктовать ему свои законы. Проблемы, поднятые классиками экономической науки отно­сительно образования как сферы общественной жизни, отрасли эко­номики, производственного процесса, и в XX в. продолжали волно­вать науку. Есть все основания считать, что XXI век будет временем не менее, а даже более важным для использования экономического под­хода к образованию.

Суть экономического подхода к образованию в лаконичной фор­ме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования: а) как экономика общества влияет на об­разование, включая его в систему финансово-экономических отно­шений; б) какова экономическая эффективность образования; в) как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом.

На экономический подход к образованию в XX в. оказали на­ибольшее влияние два ведущих направления мировой экономической мысли: неоклассическое и кейнсианское. В рамках первого образова­ние рассматривалось как свободное предпринимательство. Основой развития образования как отрасли экономики признавался потреби­тель, его интерес и выбор. Считалось, что образование подчиняется действию свободных рыночных механизмов, а государство создает лишь необходимые условия для этого. Оно, по мнению представите­лей неоклассического направления, не должно активно вмешиваться в сферу образования. Если же государство это делает, то, во-первых, подавляет конкуренцию производителей образовательных услуг, во-вторых, нарушает принцип социальной справедливости в сфере образования. Этот принцип гласит: нельзя платить дважды за одно и то же образование. Между тем в случае активной деятельности государства и его структур в этой области потребителям образовательных услуг приходится платить и налог, и деньги за обучение.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Это интересно:

Феномен эгоцентризма в исследованиях отечественных и зарубежных психологов
Понятие эгоцентризма сформулировано в работах Ж. Пиаже, который описал проблему как определённую интеллектуальную позицию по отношению к миру, развивающуюся по мере процесса познания ребёнком себя и окружающего в динамике собственного развития, неразрывно связанного с внешними изменениями и воздейс ...

Организационные формы и системы обучения
Деятельность учащихся по усвоению содержания образования осуществляется в разнообразных формах и системах обучения, характер которых обусловлен различными факторами: целями и задачами обучения; количеством учащихся, охваченных обучением; особенностями отдельных учебных процессов; местом и временем ...

Вклад педагога в проблему содержания школьного образования. Основные учебные умения и навыки младших школьников
В. А. Сухомлинский отмечает, что некоторые критики программ у учебных планов средней школы видят их недостаток в том, что они «перегружены гуманитарными предметами в ущерб предметам естественного цикла». Высказываются требования сократить гуманитарный материал в программах и тем самым улучшить подг ...

КАТЕГОРИИ

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.dealeducation.ru